Немногие знают, что у героя сказки «Буратино» Дуремара имелся вполне
реальный прототип. Литературоведы полагают, что это доктор Жак Булемард,
который практиковал в Москве в 1895 году. Он прославился тем, что
любимым его методом лечения было использование пиявок – их доктор ловил
лично.
Сам доктор немало способствовал формированию своего комичного
имиджа, показывая эффект лечения на себе и всячески пропагандируя
использование пиявок. Доктора Булемарда часто приглашали в лучшие дома
того времени в качестве развлечения. Немало веселил он и детей,
проживающих в деревнях ближнего Подмосковья. Одетый в нелепый балахон,
вооруженный сачком, он неизменно служил мишенью для шуток детворы,
прозвавшей его Дуремаром, произнося таким образом французскую фамилию.
Есть свой прообраз и у Карабаса Барабаса. Литературоведы считают,
что прототипом его для Толстого послужил знаменитый режиссер Всеволод
Мейерхольд. На это указывает и «театр имени меня» - по аналогии с
«Театром имени Мейерхольда», и псевдоним режиссера «Доктор Даперутто»,
который трансформировался в «доктора кукольных наук». Аналогии возникают
и при сравнении атмосферы, царящей в театре Мейрхольда, который, по
свидетельству современников, был изрядным диктатором, с обстановкой,
которая описана Толстым в театре Карабаса.
Еще одним прототипом Дуремара можно считать режиссера Владимира
Соловьева, помощника Мейерхольда. Он был в свое время известен под
псевдонимом «Вольдемар Люсциниус». От сложения слов «Дурень» и
«Вольдемар», возможно, и получилось имя Дуремар. |