Конспект
Для того, чтобы написать конспект
прочитанной книги, надо:
1) выделить из неё всё существенное, основное;
2) связно изложить. Вот два главных требования. Как это будет
сделано — зависит от разных условий: от самой книги, от наших целей, от
нашего опыта и уменья. Конечно, конспект исторической книги имеет другую
форму, чем конспект книги по математике, и т. д. Если мы захотим дать краткий конспект, придётся признать несущественным многое, что важно для подробного конспекта.
Конспект в целях самообразования пишется несколько иначе, чем простой конспект обычного типа.
Дело в том, что работа над конспектом
имеет две стороны.
1) Надо дать «схематическое», сжатое изложение всего
существенного в книге, притом в наиболее удобной, легко обозримой форме.
Цель тут — получить возможность в несколько минут восстановить в памяти
основное содержание книги.
2) Надо для этого проделать работу
над читаемым, — работу, если хотим сделать порядочный конспект, довольно
сложную. Надо постоянно производить анализ и синтез читаемого:
постоянно выделять существенное из несущественного, основное из менее
важного; надо устанавливать отчётливо связь между отдельными частями
главы, отдела, книги; надо наиболее существенное выделить на первый
план, менее существенное, вошедшее в конспект, отдалить на второй план,
так чтобы «перспектива» была сразу видна при чтении конспекта, и т. д.
Это работа часто очень трудная, если её
выполнять как следует, но вместе с тем незаменимая для дисциплинирования
и упражнения нашего ума.
Если конспект пишется в целях
самообразования, то на эту вторую сторону нужно налечь особенно. Тут не
столько важно получить пособие для восстановления в памяти книги,
сколько важна сама работа над конспектом. На неё не надо жалеть ни
времени, ни сил, потому что это не только лучшее средство для наиболее
полного понимания и восприятия книги, но и превосходная школа для
развития и упражнения ума и для выработки искусства овладевать
материалом и методами чужого мышления. Конечно для такого
конспекта нужно брать только из основных основные книги, такие, на
которые стоит потратить труд и из которых лучше всего можно
познакомиться с данной наукой и её методами.
Свободный конспект
При конспектировании для самообразования нередко приходится выбрать тип «свободного конспекта».
Суть его вот в чём. Составляя конспект, мы можем строго выдерживать тот
порядок мыслей, который имеется у автора, — даже если б нам казалось,
что для нас лучше и удобнее изложить те же мысли в другом порядке. Или
же можем тот же материал, взятый у автора, излагать при конспектировании
в другом порядке, как, по нашему мнению, удобнее или выгоднее для
читателя. Эта свобода от плана автора и характеризует «свободный»
конспект. Обычно отступления этого рода бывают небольшие. Например,
мысли на одну и ту же тему, разбросанные по всей книге, сводятся в одном
месте конспекта: разные мысли в главе перестанавливаются, чтобы лучше
оттенить их отношение друг к другу, и т. д. Таким образом мы придаём
материалу автора несколько иную форму и делаем некоторый шаг к
самостоятельной его обработке. Работа в высшей степени полезная. Чем
больше и глубже эта переработка, тем, конечно, она труднее, тем большего
требует продумывания.
При таком свободном конспектировании
возникает одно недоразумение: мы как будто попадаем в так называемый
ложный круг. Для того чтобы лучше понять главу, нужно её
конспектировать. Но хорошо конспектировать её можно, только прочитав и
хорошо поняв всю книгу. Что казалось существенным в первой главе — часто
отходит на второй план, когда мы ознакомимся со всей книгой, и
наоборот. Для того чтобы оттенить в конспекте главы то, что важно для
связи с последующими главами, нужно, конечно, хорошо узнать их
содержание и т. д.
Наиболее удобный выход из этого круга такой: делать предварительные наброски конспекта каждой главы при чтении, исправлять их, если потребуется, при чтении последующих глав и переработать в настоящий, окончательный конспект по прочтении книги. Кто добросовестно, тщательно выполнит эту работу, тот почувствует, какую огромную пользу она принесла ему.
Журнал чтения
Такой журнал может иметь самую разнообразную форму: иногда так называют просто тетрадь для выписок, иногда это настоящий «дневник чтения».
Под каждым числом дня, в который мы что-нибудь читаем, отмечается, что
мы начали читать, что читали в этот день: делаются, если надо, выписки:
записываются свои мысли по поводу прочитанного, вопросы, недоумения.
Одним словом, ведётся «запись чтений и проработки книг в течение дня».
Сюда же попадут и случайные выписки или заметки из газет, журналов и т.
д. По прочтении книги сюда вносится «резюме» её, о котором было сказано
выше, общая оценка её и т. д. К такому журналу должен попутно,
параллельно вестись алфавитный указатель тем, иначе в нём трудно будет
разобраться. С алфавитным указателем дневник чтения служит не только
средством, помогающим изучению книги; он неоценим для справок, для
освежения прошлых работ, знаний, мыслей. Кроме указателя тем, может
попутно вестись и указатель авторов. Он указывает, каких авторов мы
читали. По журналу легко справиться, какие произведения их прочитаны
нами, освежить в памяти их содержание и т. п.
Для обычного читателя лучше вести журнал
чтения в тетрадях за номерами и с нумерованными страницами. Для очень
аккуратного — удобнее журнал на отдельных листках, тоже, конечно,
занумерованных.
Указатель по вопросу
Указатель, собственно, имеет цели, не
связанные с какими-либо особенностями чтения. Интересуясь каким-либо
вопросом, например по своей специальности, мы заводим особую тетрадь или
(ещё лучше) листки, куда в алфавитном порядке вносятся темы,
связанные с данным вопросом и встречающиеся в прочитанных нами книгах,
журналах, газетах, с указанием, где они нам встречались. Например,
скажем, вас интересует вопрос об ощущении. Вы, в соответственной
тетрадке или на листках, заносите все темы по этому вопросу по мере
того, как они встречаются при чтении: виды ощущений, определения ощущения, органы
ощущений и т. д. При каждой теме — указание книг и страниц, где они
встречались вам. Таким образом у вас составляется постепенно подробный
указатель всех тем по вопросу, встречавшихся вам при чтении, и тех мест в
книгах и журналах, где эти темы рассматривались. Самый просмотр тем
иногда бывает очень полезен. |