Детство Булгакова вполне можно назвать церковным. Его деды как с
материнской, так и с отцовской стороны были священниками. Афанасий
Иванович Булгаков, отец писателя, был профессором Киевской Духовной
Академии, автором некоторых богословских трудов. А профессор этой
академии Н.И.Петров стал не только крестным писателя, но и его большим
другом. Родственником Михаила Афанасьевича был и Сергий Булгаков,
известный протоиерей. А венчал его Александр Глаголев, протоиерей и
новомученик.
Однако сам писатель в литургической жизни Церкви не участвовал.
Как отметила в 1910 году в своем дневнике его сестра Надежда, «Миша…
окончательно решил для себя вопрос о религии – неверие». Креста он не
носил, в его жизни был период увлечения наркотиками. До венчания с
Булгаковым его жена сделала аборт.
Однако биографы писателя отмечают, что отношение его к религии с
возрастом менялось. Да, смерть отца стала для молодого Михаила серьезным
испытанием, да и последующие десятилетия жизни таили в себе множество
неприятных уроков. Однако фундамент религиозности, который был заложен в
детстве, остался с ним на всю жизнь.
Исследователи
жизни и творчества Булгакова утверждают, что с Татьяной Николаевной,
своей первой женой, Булгаков разорвал отношения потому, что она
относилась к религии откровенно враждебно. Третья жена, Елена Сергеевна,
в своих воспоминаниях пишет, что Булгаков, безусловно, верил, но «не
по-церковному, а по-своему». Особенно его религиозность была заметна во
время болезней.
Определенные признаки церковности сохранились и в доме Булгаковых.
Для детей всегда ставилась рождественская елка, были в жизни семьи и
молитвы. Сам писатель никогда не опускался до хулы Бога и Церкви. Даже в
1937 году он отказывался писать антирелигиозные пьесы.
В своем дневнике в начале 20-х годов Булгаков пишет: «Итак, будем
надеяться на Бога и жить». Несколько дней спустя он снова упоминает
Бога, на которого «надеется». Есть в его дневнике и такая запись:
«Каждое утро воссылаю, моленья о том, чтобы этот надстроенный дом
простоял как можно дольше». В другой своей записи он пишет, что
разочаровался во врачах-терапевтах и всем больным поможет Бог.
Упоминания о Боге встречаются и в его черновиках к роману «Мастер и
Маргарита». В 1931 году он пишет: «Помоги, Господи, кончить роман».
Как отмечает С.Ермолинский, Булгаков верил в жизнь после смерти. В
1940 году он высказал мысль о том, что смерть – это продолжение жизни,
просто человек не может этого постигнуть. И он не имеет в виду
традиционное церковное загробное бессмертие с его представлениями об аде
и рае. Но он себя спрашивает: что случится с тем, кто считает, что его
жизнь не удалась?
Читая стихи своего брата Николая, он подчеркивает строки об ангеле
смерти, и тут же комментирует последнюю строку: «Скажу – готов и не
боюсь. Верно и сильно». Поэтому с определенной уверенностью можно сказать, что Булгаков верил в возможность жизни после смерти. |