Кем же представляется нам сам Михаил Булгаков? Мастером или Воландом? Определенно, ни тем и ни другим.
В 2000 году скульптору Александру Рукавишникову пришла в голову
удивительная идея. Он решил создать сложную конструкцию на Патриарших
прудах. Архитектор задумал посадить Булгакова на сломанную скамейку у
пруда. По замыслу художника от создателя «Мастера и Маргариты» по воде
удаляется Иешуа. При этом вода специально подогревается даже в холодное
время, напоминая нам о бассейне имени Храма Христа Спасителя.
В воздухе над землей создатель конструкции решил поместить примус с
нечистью и бесами. По проекту у примуса не предусмотрено дно, что дает
любому желающему встать под бездонным сосудом. Художник задумал украсить
внутреннюю сторону примуса изображениями сцен из романа Булгакова, а
именно – деяниями Воланда и его свиты в Москве.
Судя
по всему, А.Рукавишников уверен, что масштабы присутствия бесовщины в
столице значительно увеличились. Именно поэтому скульптор решил, что
примус будет 12-ти метровой высоты. В своем интервью газете «Известия»
создатель уникальной конструкции пояснил, что в ходе своего проекта он
решил представить зрителям три мира: Библейский, мир черной силы и мир
москвичей. При этом архитектор отметил, что последний из миров нисколько
не изменился, поэтому его можно будет созерцать и живьем. А первые два
мира, думает художник, нам не составит никакого труда воспроизвести и
самим. Примус призван исполнять роль не только памятника, но и фонтана.
Вот только создатель примуса явно ошибся, так как москвичи все же
изменились. Берлиозовщина и «бездомность» остались уже в прошлом. Жители
столицы стали довольно нетерпимы к любому проявлению сатанизма, люди
уже с большим трепетом относятся ко всему, что касается религии. Поэтому
пикетов и писем протеста избежать не удалось.
Под одним из писем подписались такие культурные деятели, как
Владимир Спиваков, Сергей Михалков и Людмила Гурченко. Они были крайне
возмущены желанием установить 12-ти метровый примус с нечистой силой.
Такой поступок они расценили как неуважение ко всем верующим. Их также
возмутило и желание воплотить булгаковскогоИешуа, который должен был
ступать «по воде яко по суху».
Знаменитые люди искусства обратили внимание чиновников и на то,
что их очень беспокоит желание некоторых превратить Патриаршие пруды в
торгово-экономическую зону с ресторанами, казино и магазинами. Ведь это
же кощунство постоянно «мерить жизнь города по понятиям прибыли». И вот
пока стоит тишина. Хочется надеяться, что жители столицы могут спать
спокойно и не бояться, что над их головами будет водружен примус с
Воландом. Но абсолютной уверенности в этом пока еще нет.
Одна из форм почитания святых предметов в православной вере – это
прохождение паломников под святынями, которые могут быть представлены в
виде чудотворных икон или мощей святых. По задуманному Рукавишниковым
проекту москвичам предлагалось проходить под примусом с нечистой силой.
Верующий человек вполне может узреть в этом некую подоплеку, намек на
оккультную инициацию. Не будет ничего удивительного в том, что
задуманная конструкция может навеки разбить христиан и ценителей
булгаковского «бесовского» романа на два лагеря.
Будь сегодня Булгаков жив, вероятно, он не захотел бы увековечить
Воланда со своей свитой в Москве. Вряд ли автору бессмертного романа
мечталось в вечности созерцать «князя тьмы». Писатель не жаждал навеки
быть и с Иешуа. Но не остается никаких сомнений, что памятник Булгакову необходим. Вот
только при создании любых скульптур, пьес и фильмов по роману не следует
игнорировать булгаковское видение его персонажей. |