Сегодня учащиеся школ часто сетуют на обилие предметов, сложность
обучающих программ. Им кажется, что в прежние времена учиться было
проще, поскольку меньше был объем информации, и не столь стремительно
шло развитие науки.
Очень интересно окунуться в подробности обучения в Царскосельском
лицее эпохи 19-го века. Именно там получал свое образование великий
русский поэт А.С. Пушкин и многие его современники.
Российский император Александр I основал это учебное заведение в
1810 году для воспитания детей из дворянских семей. Однако М.М.
Сперанский, бывший в то время министром юстиции, убедил царя
использовать Лицей для образования государственных чиновников.
Таким
образом, целью работы Лицея стала всесторонняя подготовка таких
граждан, которые будут вести российское государство по пути процветания,
служить во благо его быстрого развития. Императорский Лицей в Царском
селе начал свою деятельность в 1811 году. Поступавшим туда детям было по
10 или 11 лет.
Образование длилось в течение шести лет, и было разбито на два
курса, каждый из которых был трехгодичным. Первый курс считался
начальным. Во время его прохождения воспитанники изучали следующие
образовательные направления:
- нравственные науки;
- математические и физические;
- словесности;
- основы так называемых изящных письмен; - исторические науки;
- изящные искусства и предметы физической подготовки.
К нравственным предметам причислялись правоведение, философия,
политэкономия, логика, этика, закон Божий. В рамках словесности
изучалось её русское, французское, латинское и немецкое направления.
Точными науками были арифметика, физика, алгебра, геометрия,
тригонометрия и статистика.
К
историческим наукам относились география, хронология, российская и
иностранная истории. К изящным письменам – правила риторики и лучшая
литература мировых писателей. Остальные предметы включали в себя
плавание, фехтование, верховую езду, танцы, рисование и чистописание.
На втором курсе, который назывался окончательным, воспитанникам
Лицея давались те же предметы, но уже в более широком и усложненном
виде. Помимо этого им прививалось понимание особенностей гражданской
архитектуры.
Учащиеся Лицея, которые хотели стать военными, занимались
дополнительно стратегией и тактикой. Они составляли планы и получали
знания по военной топографии, изучали оружие. Такие выпускники знали не
только историю войн, но и разбирались в военных искусствах.
Закончившие Царскосельский лицей владели четырьмя языками. Они
разбирались в правоведении, политологии, экономике, математике и
подобных ей науках. Они знали основы религиоведения, этики, логики,
риторики. Кроме того, выпускники Царскосельского Лицея были прекрасными
пловцами, фехтовальщиками, танцорами и наездниками. По сути, они
получали к 17-ти годам университетское образование.
Первый выпуск Лицея был рекордным по числу талантливых людей,
ставших впоследствии знаменитыми. В числе его воспитанников были
Александр Пушкин и Вильгельм Кюхельбекер, Владимир Вольховский и Антон
Дельвиг, Иван Пущин и Александр Горчаков. |