В России начала 20-го века грамотное письмо в школах для пролетариата
считалось непристойным. На тех, кто грамотно писал, могли даже
«настрочить» кляузу.
Обладать грамотностью – означает, как минимум, умение писать и
читать, а также способность воспринимать краткие высказывания на тему
повседневности. Исходя из этих критериев, 88% людей в мире в возрасте от
15 до 24 лет можно назвать грамотными. Из них 50% являются жителями
азиатских стран.
Молодежь подавляющего большинства стран мира умеет писать и
читать. Лишь в пяти странах мира меньше половины молодых людей обучены
грамоте. Из этих стран четыре принадлежат к Северной части Африканского
континента. Япония относится к государствам с наиболее высоким уровнем
грамотности среди молодежи.
На
востоке Азии этот уровень составляет 98,9%. Восемь из двенадцати
азиатских регионов имеют 95% грамотных молодых людей. По данным ЮНЕСКО
на 2000-ый год во всем мире 113 миллионов детей вовсе не учатся в
школах. Неграмотных взрослых на земном шаре 877 миллионов человек. Более
половины из них населяют юг и восток Азии.
Среди безграмотного населения земного шара две трети – это
женщины. В Африке из десяти детей в школу ходят лишь шестеро.
Закономерно, что не умеющих читать людей в Северной Африке целых 37%. В
арабских странах таких людей 38%. В Латинской Америке и Карибских
странах 12 процентов населения никогда не учились в школе.
В девяти государствах мира сосредоточены 2/3 всех неграмотных
людей земного шара. Из их числа неграмотных китайцев 11 процентов,
жителей Индии – 34%. В арабских странах, на Юго-Востоке Азии и в части
Африки, которая расположена южнее пустыни Сахары, не умеют писать и
читать четыре человека из каждых десяти. Среди обладающих грамотностью,
мужчины составляют две трети, а женщины – лишь 50%.
По грамотности женщин только 19 стран мира могут похвалиться, что
она там выше, чем у мужчин. В 41-ом государстве из 143-х неграмотные
женщины в два раза превосходят по численности мужчин.
ЮНЕСКО отмечает высокий уровень безграмотности не только в бедных
странах мира. Его имеют и такие достаточно богатые государства, как
Китай, Египет и Бразилия. Более половины детей в 15 странах мира не
имеют даже базового школьного образования.
В России по данным переписи населения от 2010 года окончили
среднюю школу или получили высшее образование более 90 процентов всех
жителей страны. Из этого числа языкознание интересует, к сожалению,
далеко не всех. 3 миллиарда 600 миллионов людей всего земного шара способны писать и
читать простые тексты. Это составляет 82% взрослого населения, то есть
тех, кому более 15 лет от роду.
Во всем мире наблюдается тенденция к меньшей грамотности взрослого
населения в сравнении с молодым. Наиболее ярко это выражено в Африке. В
Центральной части континента эта цифра составляет 13%, на Юго-Востоке –
11% и в Северной части – 17%. В Японии разница между грамотными
молодыми и взрослыми людьми укладывается в 1%.
В Соединенных Штатах Америки, Индии и Китае преобладает грамотное
население. В Индии оно составляет 61% всех жителей, в двух других
странах – 91%.
Женская
и мужская грамотность наиболее разнятся в Южной Азии и Северной и
Юго-Восточной Африке. В Пакистане не обладающих грамотностью девушек на
2,6 миллиона больше, чем юношей. Получается, что количество не умеющих
писать и читать пакистанок в возрасте от 15 до 24 лет превосходит
неграмотных мужчин того же возраста на 24%.
На Ближнем Востоке больше всего неграмотных женщин проживает в
Йемене. Из стран Восточной Европы этим наиболее выделятся Турция, а из
азиатских стран – Индонезия. В Северной Америке неграмотных женщин
больше всего в США, а в Южной – в Гватемале.
Женщины и мужчины Западной Европы и Южной Америки имеют примерно
одинаковую грамотность. Женщины, проживающие в Индии, Китае, Иране и
Пакистане гораздо чаще не умеют читать и писать, чем мужчины этих стран.
В Йемене уровень грамотности женщин и мужчин составляет 28% и 69%
соответственно, в Мозамбике – 31% и 62%, в Непале – 26% и 62%, в
Центрально-Африканской Республике – 34% и 64%.
Из 122 миллионов детей во всем мире, которые потенциально могут
обучаться и получить в итоге среднее образование, делают это только 73
миллиона, то есть 60% всех детей. Для Индии эта цифра 49%, для Китая –
89%. В Африке дело обстоит значительно хуже. Среднее образование в
Центральной Африке получают 13% детей, в Юго-Восточной – 25%, в Северной
– 45%. В Нигере таких детей всего лишь 5%. Если для одних стран среднее
образование обязательно, для других государств это редкое явление. |