В русском языке сложно встретить предложения, в которых нет имени
существительного. Неспроста в школьной программе изучение русского языка
начинается с этой части речи. Первые и важные вопросы для смысловой
нагрузки любой фразы – это «кто?» и «что?». И лишь потом мы узнаем
описание человека или предмета, действия, причины и т.д.
Известный и талантливый российский лингвист В.Ветвицкая приводила
очень наглядное сравнение. Существительное она называла дирижером,
который руководит грамматическим оркестром, а зависимые слова, по ее
мнению, являются оркестрантами. Они полностью подстраиваются под все
указания дирижера, то есть согласуются с существительным. Все другие
члены предложения зависят от него и соответственно меняют свои падежи,
окончания и формы.
Смысл любого высказывания формируется вокруг существительного.
Название художественного произведения статьи, очерка и т.д. дается, как
правило, в виде имени существительного, которое указывает на того
человека или предмет, о котором идет речь. Глаголы или прилагательные в
заголовках встречаются гораздо реже.
В голодное военное время хлеб был спасением от смерти. Люди
выживали, прокармливаясь лишь хлебом. Так и существительное: его одно
можно использовать для составления предложений. В подобных случаях
существительные несут главную смысловую нагрузку и по информативности
ничем не уступают другим предложениям. «Ночь. Любовь. Выстрел» - и всем
все становится ясно.
При помощи хлеба можно не только утолить голод. Он символизирует
собой благополучие и достаток. В существительном сосредоточена вся
важность высказывания, его наличие обуславливает целостность всего
предложения. |