Советский писатель Аркадий Гайдар, пытавшийся создать в
нашей стране тимуровское движение, не был первым на этой стезе. Наверняка он
слышал об организации бойскаутов, которая впервые появилась в США в начале
XX века, а потом распространилась по всему миру. Во многих западных странах
бойскаутские организации благополучно существуют и сегодня.
Но
знал ли Гайдар о том фиаско, которое потерпел его
предшественник — канадский писатель, художник и натуралист Эрнест
Сетон-Томпсон, автор знаменитых «Рассказов о животных» и других книг об
обитателях
леса? Возможно, знал.
Впрочем, подробнее о судьбе Аркадия Гайдара вы можете
прочесть в главе «Чему учит Гайдар?». А сейчас давайте подробнее поговорим о
Сетоне-Томпсоне и созданной им организации.
«Главный скаут, сдавшийся без боя», — так однажды назвала
писателя литературовед Людмила Биндеман. Действительно, в 1910 году известный
писатель, автор 40 с лишним книг, вошел в «Комитет бойскаутов Америки». Ему тут
же присвоили звание Главного скаута, которым Сетон-Томпсон очень гордился. Еще
бы! Ведь сам он отдал немало сил на создание организации, которая вскоре стала
так популярна, что сам глава правительства США Уильям Говард Тафт охотно
согласился стать ее почетным президентом.
А еще через некоторое время Совет директоров организации
популярно объяснил Э. Сетону-Томпсону, что он, как гражданин Канады, не имеет
права возглавлять американских бойскаутов. И писатель без возражений ушел в
отставку. Но только ли потому, что не захотел поменять свое канадское
гражданство на американское?..
Чтобы ответить на этот вопрос, опишем всю историю
бойскаутского движения с самого начала.
В 1901 году писатель попытался осуществить мечту всей
своей жизни — создал заповедник, своего рода птичий и звериный рай. Купил
несколько заброшенных ферм в штате Коннектикут, в часе езды от Нью-Йорка,
построил там дом и обнес свои владения проволочной изгородью. Но мальчишкам из
окрестных деревень Сетон-Томпсон показался чужаком, вторгшимся в их владения.
И они начали против него военные действия — ломали изгородь, стреляли цо его
кошкам и собакам, разрисовывали ворота непристойными картинками.
Особенно усердствовал в проделках вожак окрестных мальчишек
Хэнк Мартин, широкоплечий сероглазый парень лет шестнадцати. «Подвиги» его
иной раз граничили с преступлениями. Похоже, что Хэнк двигался по направлению
к тюрьме и вел за собою других ребят.
Сетону-Томпсону все это не понравилось. Но он не стал
обращаться в полицию, как сделали бы многие на его месте, а пошел своим путем.
Однажды писатель явился в местную школу, представился и
пригласил всех ребят от двенадцати лет и старше в свою «индейскую деревню». Он
обещал, что они весело проведут время с пятницы до понедельника; шалаши,
пироги, солома для матрацев, дрова и, конечно, еда для всех желающих у него
найдутся. Мальчишки отнеслись к предложению настороженно, но в гости пришли.
Вечером у костра они послушали рассказы писателя о благородных краснокожих и
решили, что в предложении пожить в лагере по индейскому обычаю нет ничего
плохого. Отчаянного Хэнка ребята избрали Первым Вождем, и он, сбросив привычную
маску хулигана, отнесся к своим обязанностям очень серьезно. Тут же выбрали
Второго и Третьего Вождей, назначили Совет двенадцати, Кострового, Хранителя
Тотема (секретаря), Хранителя Ожерелья (казначея). Сам хозяин попросил для себя
пост Шамана и получил его.
Остальные мальчишки стали воинами.
Потом
Сетон-Томпсон зачитал собравшимся придуманный им Свод законов и Конституцию.
Закон запрещал бунт против Совета, огнестрельное оружие в лагере, разведение
костров в неположенном месте, курение, охоту на певчих птиц и белок. Главными
добродетелями провозглашались доброта, смелость и честь.
.«Так началась
игра, которой суждено было стать эпохой в жизни деревенских мальчишек, моей
собственной и тысяч мальчишек по всему свету», — писал Сетон-Томпсон по этому
поводу. Движение «Знатоков леса» быстро распространилось по стране. Его девизом
стали слова: «Все лучшее от лучших индейцев».
В 1902
году Э. Сетон-Томпсон опубликовал серию статей о новой организации. В «индейскую
деревню» стали приезжать известные педагоги, движение приобретало
все большую популярность. Вскоре была создана общенациональная организация с
Сетоном-Томпсоном во главе, который написал «Берестяной свиток» («Руководство
для индейских племен») — книгу, где занимательно изложил правила игры.
Как же «Знатоки леса» превратились в бойскаутов —
военизированную организацию, в которой мало что осталось от индейских законов
чести?
В 1906 году писателя пригласили читать лекции в Англию.
Здесь он рассказал о «Знатоках леса» и подал идею создать подобную организацию
и в Европе. Идею одобрили, а генерал Р. Баден-Поуэлл взялся ее осуществить.
Сетон-Томпсон бескорыстно передал продолжателю своего
дела «Берестяной свиток» и другие публикации. Однако писатель, наверное, не
знал толком, с кем имеет дело. Роберт Баден-Поуэлл был, прежде всего, профессиональным
английским разведчиком, а уже потом — для прикрытия — путешественником и
писателем. И он взялся за дело по-своему. Генералу не нужны были егери и
экологи, он хотел воспитывать разведчиков и шпионов.
Поэтому Баден-Поуэлл переработал подаренную книгу в
военном духе, выбросил из нее чуждый ему гуманизм, опору на индейский фольклор,
а ввел военную терминологию, милитаристские игры и выпустил в 1908 году книгу
«Бойскауты», принесшую ему всемирную славу и звание Главного скаута мира.
С тех пор энциклопедии и справочники разных стран
ссылаются именно на генерала как на основателя скаутского движения. Друзья
советовали Сетону-Томпсону подать в суд на генерала за наглый плагиат и
искажение его идей, но писатель отказался. Он лишь решительно возражал против
бюрократизации и военизации «Комитета бойскаутов Америки», куда входили и
«Знатоки леса», но его и здесь не поддержали.
В 1915 году Комитет принял решение упразднить должность
«Главного скаута», объяснив писателю, что это, дескать, сделано потому, что
канадец не может возглавить американскую организацию, а обижать его никто не
хочет. Таким образом, Сетон-Томпсон автоматически выбыл из организации. Но
дело, конечно, было вовсе не в гражданстве писателя — ведь позже, когда он
стал американцем, Совет директоров так и не предложил ему вернуться.
Писатель не стал отстаивать свои права и на сей раз. «Что
я по сравнению с целой организацией? — сказал Сетон-Томпсон по этому поводу
одному из друзей. — Благо ребят — вот о чем следует думать. Всякие дрязги
только подорвут авторитет бойскаутов. Я по-прежнему считаю это движение своим
прижизненным памятником, а получил я заслуженное признание или нет, для меня
не имеет значения».
Возможно, писатель покривил душой. Скорее всего, он и
сам не очень хотел возвращаться в организацию, которая стала вовсе не такой, какой задумывалась. Из нее
начисто выветрился дух гуманизма, в ней процветали военная муштра и
дисциплина. Не случайно бойскаутское движение было принято за основу и в
Германии, когда нацисты создавали организацию гитлерюгенд. А с таким движением
писатель уж точно не хотел иметь ничего общего. |