Приор конгрегации августинцев Доминик де Гусман был ярым фанатом
своего дела. Именно он в 1205 году направился в Лангедок из Испании.
Целью его визита стала борьба с альбигойскими богословами. Альбигойские
войны здесь начались немногим позже – через четыре года после его
прибытия в 1209 г.
Будущий основатель доминиканского монашеского ордена, а затем и
католический святой читал проповеди и вступал в яростные споры с
альбигойской ересью. После чего, как говорят легенды, изложил все свои
доводы на бумаге. Эту рукопись Доминик де Гусман и вручил своим
оппонентам. Но после недолгих раздумий, альбигойцы вынесли решение сжечь
манускрипт. Н.Пейра в своей книге «История альбигойцев» повествует о
легенде, по которой огонь, которому была предана рукопись, «трижды
оттолкнул ее от себя», пощадив писания приора, что немало потрясло
альбигойцев.
Судя по всему, именно данная легенда и стала для Михаила Булгакова
той самой отправной точкой. С нее, вероятно, и началась работа над
фантастической историей, связанной с рукописями Мастера. В своем
манускрипте, к которому «пламя отнеслось с благоговением», Доминик
истолковывал Священное писание. Таким же толкованием можно назвать и
роман Мастера об Иешуа и Пилате. И именно поэтому, исходя из логики,
огонь пощадил рукопись, написанную Мастером.
Но
как оказалось, не только у книг есть своя судьба. Немало выпало и на
долю самого текста романа. Высказывание Воланда о том, что «рукописи не
горят», уже двадцать лет большинством читателей и литературными
критиками толкуются не совсем верно. А ведь Воланд вкладывал в свои
слова иной смысл. Исследователи творчества Булгакова объясняют, что
«рукописи не горят» только потому, что написаны гениально и талантливо.
И, несмотря на то, что творение Мастера не увидело свет, оно не умрет ни
при каких обстоятельствах.
Сам М.Булгаков, несомненно, верил, что справедливость
восторжествует, во что бы то ни стало и что искусство обязательно будет
признано. Булгаковеды утверждали по-разному, но все были убеждены, что
упорная сила творческого духа настойчиво прокладывает себе дорогу и
непременно восторжествует. А история обязательно расставит все по своим
местам.
Думается, что в основе романа лежит давняя легенда о нетленности
манускрипта. Однако восхищенная и романтическая трактовка слов о том,
что рукописи не горят, вложенных писателем в уста сатаны, прочно засядет
в головах читателей. |