Своему
бывшему однокласснику А. Гольдину Аркадий Голиков запомнился как школьный
поэт. «Даже классные сочинения он иногда писал стихами, — вспоминал он. — По
русскому языку и литературе у него были только пятерки. Обладал он необыкновенной
памятью. Наизусть читал главы из «Мертвых душ», знал множество
стихотворений...»
О
феноменальной памяти писателя, которого все мы знаем под именем Аркадия
Петровича Гайдара, вспоминают также и многие его коллеги по литературному цеху.
«Недели
через две он окончил «Судьбу барабанщика», — пишет К. Г.
Паустовский, — пришел ко мне веселый, довольный и спросил:
Хочешь, я прочту тебе повесть?
Я, конечно, очень хотел послушать ее.
Так вот, слушай! — сказал Гайдар, остановился посреди
комнаты и засунул руки в карманы.
Где же рукопись? — спросил я.
Только никудышные дирижеры, — наставительно ответил
Гайдар, — кладут перед собой на пюпитр партитуру. Зачем мне рукопись! Она
отдыхает на столе. Ты будешь слушать или нет?
И он прочел мне повесть наизусть, от первой до последней
строчки».
Замечательная память очень помогла Гайдару, когда он
писал «Школу» — повесть о своем детстве и юности. Тот же Гольдин с легкостью
узнал в повести многих общих знакомых. Известный в Арзамасе задира затем
послужил прототипом хулигана Мишки Квакина в «Тимуре и его команде».
Гайдар очень любил всякие военные игры. Некоторые из них,
в частности «морские сражения» на плотах, также описаны в «Школе». Военная
игра положена и в основу «Тимура и его команды».
Тем не менее, зачастую писатель отказывался
воспользоваться услугами своей потрясающей памяти: писал не так, как оно было
на самом деле, не так, как оно могло быть, — а так, как, по его мнению, должно
было быть. Это очень хорошо видно на таком примере. В 1940 году по повести
Аркадия Гайдара снималась кинокартина «Тимур и его команда».
Сценарий этого фильма обсуждался в Центральном доме
пионеров в Москве 27 сентября 1940 года. Сохранилась стенографическая запись
выступления Гайдара. По этой записи можно судить, что Гайдара очень задело выступление
одного мальчика, который нашел в себе смелость сказать известному писателю:
«Таких Тимуров не бывает».
Писатель ответил:
— Может быть, и не бывает, многих не было, но они будут.
Их будет больше, чем Квакиных. Мы должны смотреть, как должно быть, а не как
есть... выше всего на свете. Он говорит слова команды, он слушает слова той
команды, которую слышали в Красной Армии. То, что он мал, что он не дерется, —
не беда. Странно думать, что силен тот, у кого сильные кулаки. Это далеко не
часто бывает. Возьмем командира Красной Армии. Он себе дорогу этим не пробьет.
Он завоевал авторитет потому, что безгранично предан одной идее, у него все
устремлено к этому. Для этого не нужно быть «давай, жми, дави!..». Когда мне
было 15 лет, я командовал ротой. У меня в роте были люди с бородами, были люди,
которые не хотели меня слушать, чем я мог их держать? Тем, что я твердо верил
— в то, что мне нужно было делать. И ценой этого я добивался, что меня
слушались...»
И вот тут писатель, вольно или невольно, но слукавил.
Есть свидетельства, что подчинения себе ему приходилось добиваться не только
верой, но и силой. Приходилось и револьвером размахивать, и стрелять из
него... «Опять снились люди, которых я убивал в детстве», — прямо пишет он в
своем дневнике.
Этот разнобой между тем, «как должно быть», и «как было
на самом деле» привел к тому, что уже в возрасте двадцати с небольшим лет
бывший командир был уволен из Красной Армии по состоянию здоровья. Его мучили
жестокие головные боли, он был на грани психического расстройства,
Тогда он попытался создать мир, в котором все «как надо»,
на страницах своих книг.
И снова потерпел фиаско. Окружающий мир жестоко вторгался
даже в его книги.
В 1939 году Гайдар написал повесть «Судьба барабанщика»,
о которой мы уже упоминали. И в ней советская действительность, независимо от
автора, предстает весьма далекой от идеала. Посудите сами.
Повесть начинается с того, что отца Сережи арестовывают.
И мальчик оказывается брошенным на произвол судьбы — советская власть,
получается, не очень-то позаботилась о нем. Счастливое детство — оно теперь для
других. А Сережа вынужден продавать старьевщику вещи своей мачехи. Связывается
с великовозрастным соседом-хулиганом и его компанией. Им теперь занимаются
появившиеся неизвестно откуда «дядя» и его подозрительный, всегда молчащий
спутник по имени «старик Яков» — очевидные шпионы и диверсанты.
И сражаться с ними ему, в конце концов, приходится в
одиночку. Лишь когда Сережа падает, сраженный пулей, ему на помощь приходят
выпущенный из тюрьмы отец и его друг. И все вроде бы кончается хорошо. А потом
вдруг на ум приходит простая мысль: всего этого не было бы вовсе, если бы
Сережиного отца не посадили ни за что ни про что...
А через год Гайдар опубликовал «Тимура и его команду».
Сюжет повести вы, наверное, знаете. Обратите внимание на одну лишь деталь.
Организация-то Тимура тайная. Получается, в Стране Советов, где так вольно дышит человек, делать добрые
дела можно только подпольно, в условиях конспирации? Разве так должно быть?..
Сохранилось
интересное свидетельство режиссера-постановщика фильма «Тимур и его команда»
Александра Ефимовича Разумного. Когда фильм был закончен, на его просмотре был
и Аркадий Гайдар. И вот что он сказал:
— Это
только начало! Вот если ребята не заиграют в Тимура, если мы не увидим его последователей
в наших дворах, считайте — все пропало!..
Так оно и
вышло. Почти полвека пионервожатые всех рангов пытались внедрить в школах
Советского Союза тимуровское движение.
Но оно так и не прижилось. Потому как жизнь в стране
оказалась вовсе не такой, «как надо».
Аркадий Петрович понял это, наверное, раньше других. И
когда началась Великая Отечественная война, 37-летний Гайдар сделал последнюю
попытку исправить положение. И снова с оружием в руках...
Аркадий Петрович погиб смертью воина. Но заканчивать
войну, исправлять допущенные большевиками ошибки пришлось уже другим. И
работа эта не закончена и по сей день.
Кавалерийским наскоком, как то пытался сделать Гайдар — всадник,
скачущий впереди (именно так переводится с тюркского слово «гайдар»), — много
не сделаешь. На практике куда чаще бывает иначе. Не зря же говорит народная
мудрость: пешеход, хорошо знающий дорогу, всегда обгонит всадника, скачущего не
туда... |