Про
Кассиля говорили, что он, как бритва, не имеет фаса, только один профиль.
Высокий, худой, он одевался с удивительной по тем временам элегантностью.
Как-то даже привез из-за границы галстук и носовой платочек
одного тона для пиджачного кармашка и с гордостью говорил всем, что это
«последний крик моды, почти даже вопль»... Между тем на страницах газет в то
время всерьез обсуждалась проблема «брюк-дудочек в комсомоле». Но Льва Кассиля
она как будто не касалась. Он вообще ухитрялся обо всем иметь свое мнение, и
все же власти его не трогали.
Возможно, он научился этому умению у своего отца —
земского врача из слободы Покровской — саратовского предместья на берегу
Волги. Теперь это город Энгельс, знаменитый на всю страну своими
троллейбусами.
«Отец знаком со всей слободой, — писал впоследствии
Кассиль. — Нарядные свадебные кортежи почти всегда считают долгом остановиться
перед нашими окнами. Цветистая кутерьма окружает тогда наш дом».
В традициях этого дома — не замыкаться, участвовать в
общественной жизни города; парадные двери квартиры открыты ежедневно в часы
приема больных: доктор Кассиль — человек доступный, демократичный, с опытом и
привычками земского врача, берущий риск на себя, оказывающий немедленную помощь
всем, кому она необходима. А необходима его помощь была многим, и старший
докторский сын Леля видел у себя дома множество людей самого разного сословия.
Вместе с тем доктор Кассиль прекрасно знал себе цену,
уважал профессионализм и полагал, что если государством будет управлять кухарка,
ничего хорошего из этого не выйдет. Каждый должен заниматься своим делом. А
потому, «когда в нашей квартире засорялась уборная, замок буфета защемлял ключ
или надо было передвинуть пианино, Аннушку посылали вниз, в полуподвал, где
жил рабочий железнодорожного депо, просить, чтобы «кто-нибудь» пришел.
«Кто-нибудь» приходил, и вещи смирялись перед ним: пианино отступало в нужном
направлении, канализация прокашливалась и замок отпускал ключ на волю».
Из этого дома и берет свое начало «Швамбрания» —
выдуманная страна, играя в которую ученик первого класса Покровской мужской
гимназии Леля Кассиль вместе с младшим братишкой удалялся от обид взрослого мира.
В ней всегда побеждала справедливость. И эту веру, что правда всегда себя
покажет, Лев Кассиль пронес через всю свою жизнь.
И как ни странно, это, пожалуй, единственный случай в
литературе, когда советская власть отступилась от писателя-еврея и не указывала
ему, как себя вести и что делать, за весь период его сорокалетней творческой
деятельности. Она приняла его Игру и даже подыгрывала ему по мере
возможности.
Впрочем, и сам Кассиль, коли уж доводилось, тоже
подыгрывал советской власти. Когда его попросили отредактировать примерный
устав будущей пионерской организации, он отложил все свои дела и отшлифовал
законы пионерской жизни до последней строки.
Вот так они и сосуществовали — писатель и
действительность.
Может быть, поэтому в творчестве Кассиля не
прослеживается особых трагедий. Даже революция у него — какая-то «домашняя»,
происходила она в классе, в гимназии, в маленьком городке, в докторской
квартире. Она была своя, личная, не похожая на ту, что у соседа. И, может быть,
поэтому читать о ней было намного интереснее, чем о тех проблемах, что обсуждались
на газетных страницах.
И жизнь
самого писателя тоже обошлась без особых трагедий, сложилась удачно и счастливо.
Он жил в
Москве, на Таганской площади, неподалеку от Гендрикова переулка, где была
квартира В. В. Маяковского. И даже водил знакомство с Владимиром
Владимировичем, который печатал его произведения в своем журнале «Новый Леф» —
а такой чести он удостаивал немногих. Более того, в начале писательского пути
Маяковский лично рекомендовал Кассиля издателям. Вот как пишет об этом сам
Кассиль:
«С первыми
ее страницами (повести «Кондуит») я, волнуясь, пришел в маленький Гендриков переулок за
Таганкой, туда, куда давно меня влекло восторженное преклонение перед
громоподобным талантом жившего там человека. Я взбежал по лестнице, а сердце
у меня от волнения скатилось вниз по ступенькам. Я позвонил у двери, на которой
была прибита медная дощечка с именем Маяковского. Я позвонил, и мне открыли.
Через эту
дверь я и вошел в литературу».
Среди друзей и коллег Маяковского он был самым молодым. И
потому, случалось, над ним подтрунивали. Но не обижали. Как рассказывал сам
писатель, однажды, на одном из литературных собраний, происходивших дома у
Маяковского, в Гендриковом переулке, ему удалось сказать что-то умное,
наилучшим образом заканчивающее спор. Кирсанов услыхал это и молвил:
Одного
Кассиля ум
Заменил
консилиум...
Маяковский этого не слышал, поскольку вышел из комнаты. И
гордый Кассиль побежал к нему в прихожую похвастаться. Вот, дескать, что про
него сочинили. На что Маяковский, не оборачиваясь и продолжая надевать
неподатливые галоши, пробасил:
Мы пахали,
мы косили.
Мы нахалы,
мы Кассили!
Обескураженный Кассиль пошел за утешением к Асееву,
который тут же срифмовал:
Других не
осиля,
Напали на
Кассиля.
Замечательно, что в этом случайном шутливом триптихе
каждый из поэтов представлен характернейшими особенностями своего почерка,
своего стиля.
Поначалу Лев Кассиль работал в газетах и журналах, в том
числе и в «Известиях», где, как он отмечает в автобиографии, «описывал планетарий
и фабрику-кухню, заседания и матчи, вокзалы и станции «скорой помощи», кооперативы
и музеи, сессии академий и тиражи государственных займов, больницы и
аэродромы, парады и водопроводы, корабли и детские сады» ... Ну, а потом стал
писать детские книжки. И после того, как его повести «Кондуит» и «Швамбрания»
получили известность, окончательно и бесповоротно стал детским писателем.
Особняком в его творчестве стоит повесть «Вратарь
республики». Ее созданием писатель обязан вот какому факту своей биографии.
Летом его семья частенько снимала дачу на Клязьме,
неподалеку от спортивной базы «Спартака» в Тарасовке. И в гости к писателю
время от времени заходили спортсмены. Бывал Георгий Знаменский — не только
великолепный бегун, но и цельная волевая натура.
Мало кто знал, что сын деревенского попика из захудалого
подмосковного прихода имел заветную мечту: увидеть себя и брата в белом,
скрипящем от крахмала халате со стетоскопом в руках! И ради этого тащил за
собой младшего брата Серафима не только на беговую дорожку, но и по трудным
тропам латинской грамматики!
Приходил молодой боксер Николай Королев, ученик и
последователь знаменитого Аркадия Георгиевича Харлампиева, некогда выступавшего
в Париже на профессиональном ринге под именем «Шарль Лампье». В нем окружающих
привлекали интеллект, умение владеть собой на ринге, быть хозяином положения и
предлагать сопернику наиболее выигрышные для себя варианты. В обыденной же
жизни предпочитал держаться в тени, любил читать, был скромен и даже
застенчив.
И Георгий Знаменский, и Николай Королев, как уже
говорилось, были спартаковцами. И, понятное дело, болели за футбольную команду
«Спартак», которая очень нравилась и Кассилю. Он заболел футболом еще в ранней
юности, когда сам с радостью гонял мяч по двору, и оставался страстным
болельщиком до конца жизни, когда футбол, как он иронизировал сам над собой,
превратился для него в «глубоко сидячую игру».
В результате этого интереса к футболу и появился рассказ
«Петины бутсы» — про то, как наши ездили играть в Турцию, а также повесть
«Вратарь республики».
Многие потом поговаривали, что прототипом главного героя
книги послужил заслуженный мастер спорта Анатолий Акимов. Во всяком случае,
именно ему однажды было подарено уникальное, неповторимое издание этой книжки.
«Это маленький, немногим больше ладони томик в твердом
тисненом переплете, на котором во вдавленном медальоне изображен вратарь, в
прыжке достающий мяч, с цветной суперобложкой, с многочисленными красочными
иллюстрациями, каждая из которых проложена вклеечкой из прозрачной папиросной
бумаги. Чрезвычайно мелкий, но очень разборчивый шрифт, — рассказывал Анатолий
Акимов. — Но самое интересное на обороте титульной страницы, там, где помещают
так называемые выходные данные. Тем же мельчайшим четким шрифтом начертано:
«Оформление, переплет и суперобложка работы А. Коврижкина, ученика 7-го класса
209-й школы. Текст переписан из «Пионерской правды» 1937—1939 гг.»
Так, не дожидаясь выхода повести отдельной книгой,
московский школьник Анатолий Коврижкин издал ее сам. Это ли не признание
популярности и читательской любви!
Потом Л. А. Кассиль написал еще несколько книг, в том
числе н на спортивные темы, но ни одна из них не пользовалась столь шумным
успехом, как «Вратарь республики». Но и сил на нее писатель потратил немало.
Работа над разными редакциями продолжалась с 1932 по 1959 год!
Если вы почитаете эту книгу внимательно, то поймете, что
она не только про футбол. «Что наша жизнь? Игра!» — некогда сказал классик, и
писатель Кассиль расшифровал эту крылатую фразу по-своему. |