Сегодня мало кто помнит о сочинителе графе Дмитрии
Хвостове. А ведь этого человека лично знали Державин, Жуковский, Пушкин,
Тургенев, Вяземский, Дельвиг, Рылеев,
Баратынский и многие другие виднейшие российские литераторы. Его книги —
сборники, антологии, собрания сочинений — в течение десятилетий выходили в
свет; нередко печатались они на мелованной бумаге, выходили в переплетах,
украшенных золотым тиснением. На титульных листах значились фамилии виднейших
издателей и продавцов.
Весь парадокс в том, что человека этого погубило
благосклонное отношение к нему окружающих и собственное богатство, Вот что, к
примеру, рассказывает по этому поводу известный библиофил Е. И. Осетров.
Начал граф Хвостов свою литературную деятельность еще в
конце XVIII столетия. И в юности считался обычным «средним поэтом», каких было
много среди знати того времени. Во всяком случае, его перевод с французского
«Андромахи» Расина выдержал несколько изданий, его охотно ставили в театре.
Однако Хвостову этого показалось мало. Будучи человеком
знатным — как-никак он носил графский титул, — богатым и хлебосольным, он
вскорости оказался окружен толпой прихлебателей, которые в один голос уверяли
графа в его гениальности.
И граф поддался голосам лести, в конце концов, уверовал в
свою даровитость настолько, что суждения людей, желавших его образумить, уже
и слышать не хотел. Известно, например, что сам генералиссимус Суворов умолял
его на смертном одре: «Митя, не позорь себя, не пиши стихов...» Но, выйдя из
спальни умирающего, обливаясь слезами, граф в ответ на расспросы о здоровье
Александра Васильевича тем не менее ответил: «Бредит!»
Граф был непоколебимо уверен, что терпение и труд все
перетрут. Он целыми днями корпел над рукописями. Действительно, нередко
бывает, что талант со временем совершенствуется. Но лишь в том случае, если в
человеке на самом деле есть «искра Божья». Здесь же вышло как раз наоборот.
Чем больше писал граф-стихотворец, тем хуже становились его вирши.
Судьба одарила Хвостова редкостным долголетием —
сменялись литературные поколения, а он все благополучно жил, писал и печатался.
А поскольку его книг уже давно никто не покупал, то тайные агенты графа на его
же деньги скупали их. Сжигали, после чего сочинитель немедленно приступал к
новому выпуску, ссылаясь на то, что прежние уже разошлись. Он даже заказывал
переводы своих книг на европейские языки, оплачивая труд толмачей опять-таки из
собственного кармана.
Рассказывают, что, узнав о каком-нибудь званом обеде или
ужине, Хвостов немедленно мчался туда и раскладывал по стульям свои брошюры и
книги.
Дело дошло даже до того, что огромное свое состояние он
расстроил бесконечными изданиями сочинений. Это дало Пушкину повод заметить,
что в Европе «стихами живут, а у нас граф Хвостов прожился на них».
Но и это не помогло. Граф жаждал славы и ради нее шел на
любые жертвы. Он откровенно заискивал перед критиками, желая войти с ними в
близкие отношения и заслужить их похвалу.
Чтобы сблизиться, например, с А. С. Пушкиным, он писал
его жене Наталье Николаевне различные песенки, присылал великому поэту вместе
со стихотворными посланиями приглашения отобедать и т. п. И добился-таки
своего. Пушкин на его приглашение как-то ответил: «Милостивый государь граф
Дмитрий Иванович, жена моя искренне благодарит Вас за прелестный и неожиданный
подарок... На днях буду иметь честь явиться с женою на поклонение к нашему
славному и любезному патриарху...»
Издавая свои сочинения, Хвостов рассылал их во все концы
света. Среди тех, кого он одаривал своими книгами, были русские и европейские
университеты, семинарии, институты, а также митрополиты, архиереи и станционные
смотрители.
Кронштадтским морякам он не только подарил все тома
своих сочинений, отправив их за свой счет во флотскую библиотеку, но и препроводил
туда же свой мраморный бюст. Моряки порадовали Хвостова трогательным письмом:
«Присланный от Вашего сиятельства для кронштадтской флотской библиотеки
изображающий особу Вашу бюст мы с признательностью имели честь получить,
который вместе с Вашими сочинениями составляют лучшее украшение библиотеки». А
когда в Ревеле появился корабль под названием «Граф Хвостов», радости
сочинителя не было предела.
Автобиографию свою в очередном собрании сочинений он
предварил таким торжественным вступлением: «Благосклонный читатель! Ты зришь
пред очами своими жизнеописание знаменитого в своем отечестве мужа. Дела его и
заслуги своему отечеству столь были обширны, что поместить оные в себе может и
при раздельном повествовании оных...»
Зная слабость графа к литературной лести, кое-кто этим
пользовался для обогащения и получения чинов. Так, издатель «Дамского журнала»
Шкаликов, который по бездарности, как говорили современники, превосходил
самого Хвостова, получил таким образом чин коллежского асессора. А один
литератор был даже публично обвинен в том, что хвалит Хвостова в печати за
взятки, и дело чуть не дошло до дуэли.
Прочие же издатели изыскивали различные способы, чтобы
отделаться от него. Скажем, Николай Полевой, не желая портить отношения с
влиятельным Хвостовым, все сваливал на цензуру, которая-де не пропускает
вольнолюбивых сочинений графа.
А иные не стеснялись и публиковать на графа пародии и
эпиграммы. Причем, если поначалу в них выводили Хвостова под другими именами —
Графов, Рифмин, Рифмодей, Вздорный писатель — то затем перешли к прямым упоминаниям.
Так, язвительный П. Вяземский не только публично рассказывал анекдоты про Хвостова,
но и в послании к Тургеневу прямо писал:
Живи здоров,
не знай забот, ни скуки
И веселись,
и розы рви одне,
И не бери
вовек Хвостова в руки,
Но иногда
бери перо ко мне.
Впрочем, так или иначе, но Хвостов своего добился: его
имя было у всех на слуху. Пушкин даже упомянул о нем в «Медном всаднике»:
...Граф
Хвостов,
Поэт,
любимый небесами,
Уж пел
бессмертными стихами
Несчастье
невских берегов...
Но если тут он еще обошелся с незадачливым литератором
относительно ласково, то куда более едким было стихотворение, ходившее по
рукам:
Всему наш
Рифминрад: пожару, наводненью,
Войне,
землетрясенью, —
Все кажется
ему добро,
Лишь только
б случай был приняться за перо
И приступить
к тисненью.
Я даже бьюсь
со всеми об заклад —
Что для
стихов он был бы рад
И
светопреставленью.
Как же выносил Хвостов все эти насмешки? Он утешался
мыслью, что истинную силу его дара оценят потомки. А каково было собственное
мнение графа о своем творчестве, говорит такой факт. Он как-то, защищая Пушкина
от нападок в обществе, сказал, что тот является его, Хвостова, непосредственным
преемником.
Говорят, что всякая страсть достойна уважения. И Хвостов-таки добился
своего. Он не забыт. Его фамилия упоминается в литературной энциклопедии. Что
за беда, если она попала в статью «Графоманство»!.. Граф стерпел бы и это. Тем
более что у него были последователи и в другие эпохи. От некоторых таких редакторы
плачут и сегодня... |