«На этом я кончаю первую книгу своих заметок о
писательском труде с ясным ощущением, что работа только начата и впереди ее —
непочатый край...»
Так писал К. Г. Паустовский в заключении своей книги
«Золотая роза», о которой мы уже упоминали. Но продолжение так и не появилось.
И я полагал, что Паустовский так и не собрался завершить начатую работу. И лишь
дописав эту книгу, выяснил, что история тут намного драматичнее, сродни
трагедии, случившейся со второй книгой «Мертвых душ», которую, как вы знаете
из школьного курса литературы, Н. В. Гоголь попросту сжег...
Литературовед Галина Арбузова провела изыскания,
проделала работу этакого литературного детектива и выяснила судьбу второй
книги Паустовского о писательском труде. Вкратце она такова.
Первая книга «Золотой розы» вышла в 1956 году, а ее
журнальный вариант и того ранее — он был напечатан в журнале «Октябрь» осенью
1955 года.
В течение нескольких последующих лет Паустовский
возвращался к мысли написать продолжение — вторую книгу «Золотой розы».
И он не только мечтал — он работал. В начале 1960 года
писатель опубликовал статью о Чехове, а в конце года написал о Блоке. В январе
1961 года закончил литературный портрет Бунина. Все три вещи были задуманы
писателем как главы второй части «Золотой розы».
Наконец, в феврале 1961 года К. Г. Паустовский уехал в
Ялту, в дом творчества, где вплотную начал работать над новой книгой. В своем
дневнике в конце февраля — начале марта он коротко записал:
«Начал писать «Золотую розу». Закат в море. Сотни дымных
красок...» «Мало пишу, быстро устаю».
«Пишу плохо, медленно. Яркие дни. Я как во сне...»
«22/11. Сомнения с «Золотой розой» (новое название «Память сердца»). Может
быть, лучше продолжать «книгу р
жизни...». «Пишу вторую главу («Банковская гостиница»)...» «Пишу. Что-то
странное, «безумное»...»
В письме к жене от 19 февраля 1961 года Константин
Георгиевич рассказал о своей работе более подробно:
«...Работаю пока не очень много — по пять- шесть часов в
день. Пишу свободно, ни о чем не думая, и мне кажется, что журналы напрасно
ссорятся друг с другом из-за этой вещи, так как они ее все равно не
напечатают...»
Опасения писателя подтвердились в середине марта 1961
года, когда он прочел своим друзьям первые две главы. В дневнике по этому поводу
появляется короткая запись: «16/Ш... У меня читка — провал».
Галина Арбузова пишет по этому поводу: «Константин
Георгиевич не мог скрыть волнения. Перед чтением извинялся, что, может быть,
присутствующим придется долго слушать, и, шутя, обещал после чтения чай с
пирожными. Читал он больше полутора часов, читал медленно, хрипловатым,
временами срывающимся голосом. Читал, как в пустоту... К концу заторопился и
кончил почти скороговоркой.
Наступило затянувшееся молчание. Не знаю, чего ожидали
слушатели, но услышанное застало их как бы врасплох. Наконец кто-то сказал:
«Что же, возможно, это интересно,..» Остальные молчали.
Константин Георгиевич встал, улыбнулся и весело пригласил
всех к столу. Атмосфера неловкости разрядилась.
На следующий день он начал дневник словами: «17/Ш. Утро
— очень хорошее...»
Потом выяснилось» что в ночь перед этим «хорошим утром»
Паустовский сжег все материалы будущей книги. И больше к ней не возвращался.
А часть того, что было уже написано — литературные портреты писателей —
включил в качестве отдельной главы в последующие издания «Золотой розы».
Так что, как видите, неудачи бывают у всех — даже у самых
больших мастеров. От ошибок застрахован лишь тот, кто ничего не делает.
Правда, со временем дотошные литературоведы выяснили,
что Константин Георгиевич уничтожил лишь чистовые главы второй книги, черновая
рукопись осталась. По ним выяснили, что первый вариант Паустовский писал от
руки и правил его незначительно, зато довольно беспощадно вычеркивал все
лишнее — не только отдельные слова и фразы, но целые фрагменты и страницы.
Потом он три или четыре раза перепечатывал рукопись на
машинке, каждый раз внося серьезную правку (например, осталось восемь вариантов
первых страниц текста «Ильинского омута»). Так что окончательный текст существенно
отличался от первого чернового варианта, написанного от руки.
Все же по черновому варианту удалось выяснить, что
вторую книгу «Золотой розы» Паустовский решил начать-с давно задуманной им
главы о «силе воображения».
И что же, получается, именно оно подвело писателя? Ныне,
спустя полвека нам трудно судить об этом. Известно лишь, что в последние годы
жизни Паустовский много говорил и писал о своих попытках «прорыва в новую
прозу».
«Это новое, на мой взгляд, — писал он, — заключается во
внутренней свободе названных рассказов, не связанных ни сюжетом, ни той или
иной обязательной композицией, ни необходимостью быть поучительными и нравоучительными
и тем самым — несколько скучноватыми и оторванными от читателя...»
Но первые читатели — точнее слушатели — похоже, не
оценили этот порыв... Или писателя просто постигла неудача?
Точного ответа на этот вопрос нет. И уже не будет. Так
что нам остается принять к сведению известное суждение, что в литературе, как и
вообще в творчестве, не бывает стопроцентных рецептов и технологий.
Писательство — это всегда риск. И какова будет судьба той или иной книги,
решает вовсе не литератор, не редактор, не издатель и даже не критик.
Последнее слово всегда за читателем. То есть за вами. |