«Маска» — излюбленный мотив для искусства Серебряного
века. Сама атмосфера Серебряного века (конец XIX — начало ХХ века)
была пропитана театральностью. Режиссеры и драматурги того времени
экспериментировали с новыми формами Театра Будущего. Апокалиптические
настроения смешивались с лихорадочной жаждой развлечений. Появились
первые шоу-спектакли. По всей России открывались многочисленные театры
— кабаре, представления в которых продолжались за полночь,
нередко — до самого утра. Самыми популярными театрами-кабаре
в Петербурге были: «Кривое зеркало», «Дом интермедий»,
«Бродячая собака», «Приют комедиантов», а в Москве —
«Летучая мышь». Публика обеих столиц, на волне резко
возросшей интенсивности развлечений, охотно посещает балы и маскарады.
В среде творческой богемы устраиваются костюмированные вечера. В домах
интеллигенции разыгрываются самодеятельные спектакли. Актрисы театра В. Ф. Комиссаржевской
организовали «бумажный бал», на который приглашались
дамы в маскарадных костюмах, сделанных из бумаги. Впечатление
этого «бумажного» бала отразились у поэта Александра
Блока в его поэтическом цикле «Маски».
Советуем прочитать несколько стихов из «Снежной
маски» Александра Блока.
Вообще в поэзии эпохи Серебряного века возрастает роль игры, театрализации,
«сценических» импровизаций. Лирическое «я» раскрывается
у многих мастеров того времени в веренице перевоплощений, в череде
сменяемых масок.
Прослушайте несколько примеров:
Маскарад давно окончен,
Но в темном зале маски бродили,
Только их платья стали тоньше:
Точно из дыма, точно из пыли. (Георгий Иванов)
В глухих коридорах и залах пустынных
Сегодня собрались веселые маски,
Сегодня в увитых цветами гостиных
Прошли ураганом безумные пляски. (Николай Гумилев «Маскарад»)
Кем воспета радость лета:
Роща, радуга, ракета,
На лужайке смех и крик?
В пестроте огней и света
Под мотивы менуэта
Стройный фавн главой поник. (М. Кузмин «Маскарад»)
В живописи
мотив «Маски», «Маскарада» чаще всего использовали
художники объединения «Мир искусства». На рубеже XIX —
XX веков мирискуссники любили погружаться в XVIII век и на своих
картинах изображали галантные сцены того времени. Их работы воплощали
изящество и своеобразную «кукольность» рококо, элементы
театрализации.
Рассмотрите такие картины мирискуссников,
как:
1. Константин Сомов «Язычок Коломбины».
2. Зинаида Серебрякова «Пьеро (Автопортрет в костюме Пьеро»).
3. Александр Бенуа — декорации к балету «Петрушка».
Послушайте музыку
композитора
Игоря Стравинского, чье творчество началось в Серебряном веке. В своих
музыкальных произведениях Стравинский тоже не обошел мотив «маскарада»,
сочинив музыку к балету «Петрушка».
Советуем послушать также арию Мистера
Икса из оперетты Имре Кальмана.
Тренинг.
1. В каких литературных произведениях вы встречали мотив «маски»?
2. Сочините, если будет желание, небольшой рассказ, действие которого
происходит на маскараде. |