Среда, 29.06.2022, 21:17





ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА

СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [36]
22 УРОКА ИДЕАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ [22]
ЛИТЕРАТУРНАЯ СТУДИЯ [49]
УРОКИ ПОЭЗИИ И ПРОЗЫ [8]

Статистика

Форма входа


Главная » Статьи » ЗАНЯТИЯ ШКОЛЬНОГО КРУЖКА » УРОКИ ПОЭЗИИ И ПРОЗЫ

Уроки прозы. Занятие 2: Мотив МАСКА. МАСКАРАД

«Маска» — излюбленный мотив для искусства Серебряного века. Сама атмосфера Серебряного века (конец XIX — начало ХХ века) была пропитана театральностью. Режиссеры и драматурги того времени экспериментировали с новыми формами Театра Будущего. Апокалиптические настроения смешивались с лихорадочной жаждой развлечений. Появились первые шоу-спектакли. По всей России открывались многочисленные театры — кабаре, представления в которых продолжались за полночь, нередко — до самого утра. Самыми популярными театрами-кабаре в Петербурге были: «Кривое зеркало», «Дом интермедий», «Бродячая собака», «Приют комедиантов», а в Москве — «Летучая мышь». Публика обеих столиц, на волне резко возросшей интенсивности развлечений, охотно посещает балы и маскарады. В среде творческой богемы устраиваются костюмированные вечера. В домах интеллигенции разыгрываются самодеятельные спектакли. Актрисы театра В. Ф. Комиссаржевской организовали «бумажный бал», на который приглашались дамы в маскарадных костюмах, сделанных из бумаги. Впечатление этого «бумажного» бала отразились у поэта Александра Блока в его поэтическом цикле «Маски».

Советуем прочитать несколько стихов из «Снежной маски» Александра Блока.

Вообще в поэзии эпохи Серебряного века возрастает роль игры, театрализации, «сценических» импровизаций. Лирическое «я» раскрывается у многих мастеров того времени в веренице перевоплощений, в череде сменяемых масок.

Прослушайте несколько примеров:

Маскарад давно окончен,
Но в темном зале маски бродили,
Только их платья стали тоньше:
Точно из дыма, точно из пыли.
(Георгий Иванов)

В глухих коридорах и залах пустынных
Сегодня собрались веселые маски,
Сегодня в увитых цветами гостиных
Прошли ураганом безумные пляски.
(Николай Гумилев «Маскарад»)

Кем воспета радость лета:
Роща, радуга, ракета,
На лужайке смех и крик?
В пестроте огней и света
Под мотивы менуэта
Стройный фавн главой поник.
(М. Кузмин «Маскарад»)


 В живописи мотив «Маски», «Маскарада» чаще всего использовали художники объединения «Мир искусства». На рубеже XIX — XX веков мирискуссники любили погружаться в XVIII век и на своих картинах изображали галантные сцены того времени. Их работы воплощали изящество и своеобразную «кукольность» рококо, элементы театрализации.

Рассмотрите такие картины мирискуссников, как:
1. Константин Сомов «Язычок Коломбины».
2. Зинаида Серебрякова «Пьеро (Автопортрет в костюме Пьеро»).
3. Александр Бенуа — декорации к балету «Петрушка».


Послушайте музыку
композитора Игоря Стравинского, чье творчество началось в Серебряном веке. В своих музыкальных произведениях Стравинский тоже не обошел мотив «маскарада», сочинив музыку к балету «Петрушка».

Советуем послушать также арию Мистера Икса из оперетты Имре Кальмана.


Тренинг.

1. В каких литературных произведениях вы встречали мотив «маски»?

2. Сочините, если будет желание, небольшой рассказ, действие которого происходит на маскараде.

Категория: УРОКИ ПОЭЗИИ И ПРОЗЫ | Добавил: admin (10.02.2012)
Просмотров: 1722 | Теги: декада литературы, внеклассная работа по литературе, факультатив по литературе, проза, поэзия, кружок русского языка | Рейтинг: 3.0/2
ВИДЕОУРОКИ

ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ

ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск


Copyright MyCorp © 2022 
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0