Представьте себе, что Вы присутствуете в небольшом и уютном
зале. В центре на постаменте располагается футуристическая композиция
из 5-ти контрастных по величине и цвету предметов (лучше, если
Вы и в реале поставите перед собой эти предметы).
Перед Вами лежит чистый лист бумаги и ручка.
Преподаватель начинает занятие…
Контраст — это противоположность (день — ночь, верх —
низ, ад — рай, умный — глупый, бедный — богатый,
трусливый — храбрый, мягкий — твердый, узкий —
широкий, черное — белое, жара — холод, яркий —
тусклый и т.д.).
А теперь, чтобы сразу включиться в нашу совместную работу, попробуйте
перечислите собственные примеры контрастов. Запишите Ваши примеры.
Мотив контраста является выразительным приемом для всех видов искусства.
В
живописи художники используют контрастные цвета (без полутонов) —
«Черный квадрат» Казимира Малевича на белом фоне. В картине
Пабло Пикассо «Девочка на шаре» явный контраст форм:
маленькая хрупкая акробатка рядом с массивной фигурой циркача.
В архитектуре контрастируют вертикали и горизонтали, мелкие и крупные
объемы, плавные и угловатые очертания строений.
В музыке чередование высокого и низкого человеческих голосов, контрастное
звучание разных групп инструментов. Метания одинокого женского голоса
в сцене Судилища из оперы Верди «Аида» на фоне
монотонного унисонного пения басов создают впечатление неумолимости, предопределенности,
безысходности.
Если есть возможность, то послушайте, пожалуйста, I-ю часть 6-й симфонии
Петра Ильича Чайковского. В данном музыкальном фрагменте четко улавливаются
резкие смены основного настроения.
В театре частота сменяющих друг друга сцен, эпизодов, картин, контраст
атмосферы.
В киноискусстве — например, кинофильм «Кинг —
Конг», где крошечная девушка умещается на ладони огромного
зверя. К тому же в киноискусстве используют эффект крупного
и общего плана. Например, камера выцепляет из общей картины
многолюдной вокзальной суеты и дает крупным планом лицо немолодой
женщины, провожающей на войну сына, чтобы зрители смогли увидеть
выражение ее глаз, в которых плещется боль, и почувствовать
весь накал ее отчаяния.
В литературе встречаются довольно многочисленные контрасты возвышенного
и грубого, поэтического и прозаического, например, в пьесах
Шекспира.
А сюжеты сказок часто построены на противоборстве добра и зла,
ума и глупости, трусости и храбрости.
Писатели любят использовать контрасты для названий своих произведений:
«Принц и нищий» у Марка Твена, «Война и мир»
у Льва Николаевича Толстого, «Богач, бедняк» у Ирвина
Шоу, «Толстый и тонкий» у Антона Павловича Чехова.
Контрастные мотивы у Данте в «Божественной комедии»
(ад — рай), у Джонатана Свифта в «Путешествии Гулливера»
(высокий Лемюэль Гулливер и муравьиного роста лилипуты).
Попробуйте сами назвать несколько литературных произведений, в которых,
по-вашему мнению, угадываются контрастные мотивы.
Тренинг.
Сочините небольшой фантастический рассказ или сказку, в которых бы
обнаруживалось сразу несколько контрастных мотивов.
Пришлите нам свое сочинение.
Если у Вас вознимают вопросы, то не стесняйтесь их задавать.
Желаем вдохновения! |