Проведение любого творческого конкурса требует от педагога
немало усилий. От того, насколько грамотно и четко будет организовано
это мероприятие, зависит его успех. Во многих образовательных
учреждениях творческие соревнования проводятся между учащимися разных
классов или даже параллелей. А этап внутриклассного отбора пропускается.
Это не всегда оправдано. Потому что учащиеся, которые уже поучаствуют
во "внутреннем" конкурсе, будут свободнее и увереннее себя чувствовать
на общешкольном мероприятии, смогут учесть свои ошибки и сделать упор на
положительные моменты работы.
Также важен сам процесс подготовки конкурса. Не обязательно
заставлять всех учеников класса принимать в нем участие. Но привлечь
каждого к организации творческого соревнования – необходимо.
Выбор темы конкурса
В
начале учебного года, когда ребят еще немного расхолаживают
воспоминания о каникулах, уместно провести творческий конкурс о
прошедшем лете и впечатлениях, полученных на отдыхе. Такое мероприятие
станет неким "подведением итогов" свободных от учебы месяцев, переходным
периодом от каникул к учебному процессу. И, конечно, позволит детям
поделиться новостями, эмоциями, впечатлениями.
Итак, банальное сочинение "Как я провел лето" можно
превратить в увлекательное мероприятие – конкурс короткого рассказа или
стихотворения. Главное – чтобы тема была сформулирована четко и ясно.
Сюжетом литературного произведения может быть интересный эпизод,
произошедший с его автором на каникулах, несколько значимых событий,
случившихся с ребенком летом, или даже вымышленная история. Когда
школьники поймут предлагаемое задание, они смогут реально оценить свои
возможности и определиться с участием/неучастием в конкурсе. Участники
обязательно знакомятся с Положением о конкурсе (приложение).
Процесс подготовки конкурса
Ребята,
которые решили не писать рассказ или стихотворение, привлекаются к
организационным работам. Проведение подобного конкурса должно быть
соответственно оформлено. Участники не только пишут литературные
произведения, но и презентуют свою работу жюри и зрителями. Некоторым
школьникам сложно выступать перед аудиторией: они могут смутиться,
испугаться, испортить впечатление от своего рассказа или стихотворения,
что отразится на оценках жюри. В такой ситуации можно найти "говорящую
голову" – чтеца, способного презентовать творение участника зрителям.
Пусть ребята сами подумают, кому из одноклассников они могут доверить
такое ответственное задание.
После того как участники получили задание и определили чтецов
своих будущих произведений, следует приступить к организации финальной
части конкурса. Оставшиеся ребята (не являющиеся участниками и чтецами)
распределяются по группам для выполнения следующих направлений работы:
1. Написание сценария финального этапа конкурса. Важно
определить последовательность выступлений, написать текст для ведущих,
продумать весь ход мероприятия.
2. Ведение конкурса. Важные качества ведущих: грамотная речь,
четкая дикция, умение импровизировать и не теряться в сложной ситуации.
3. Изготовление подарков победителям и поощрительных призов, грамот и наградных листов.
4. Организация классного пространства для проведения конкурса.
Надо продумать расстановку стульев и парт, обратить внимание на
оформление стендов, музыкальное сопровождение, организовать уборку
кабинета после мероприятия.
5. Подготовка и раздача приглашений. Утверждение списка гостей и зрителей.
Возглавит
эту работу "главный режиссер", распорядитель конкурса. Он координирует
деятельность всех групп, на мероприятии рассаживает зрителей, помогает
конкурсантам и пр. Распорядителем может быть классный руководитель, но
лучше, если им будет кто-то из ребят. Естественно, педагог оказывает ему
посильную помощь.
В жюри конкурса могут входить как педагоги, так и учащиеся:
старшеклассники или ребята из параллельных классов. Важно, чтобы у них
не было никаких личных симпатий (антипатий) к конкурсантам.
Приложение
Положение
о проведении конкурса короткого рассказа (стихотворения)
1. Общие положения
1.1. Тема конкурса короткого рассказа (стихотворения) (далее – Конкурс) – "Ах, лето красное!".
1.2. Конкурс проводится по следующим номинациям:
- короткий рассказ на тему Конкурса;
- стихотворение на тему Конкурса.
1.3. Конкурс проводится в ______________________________________ .
(Наименование образовательного учреждения)
1.4. Участники Конкурса: учащиеся __________________ класса.
1.5. Подтверждая свое участие в Конкурсе, участники соглашаются с условиями данного Положения.
2. Цели и задачи Конкурса:
- выявление творческого потенциала школьников;
- приобщение обучающихся к литературному творчеству, воспитание у них чувства прекрасного;
- обучение навыкам работы с текстом;
- выявление и развитие организационных навыков обучающихся;
- сплочение классного коллектива;
- сокращение адаптационного периода после летних каникул.
3. Порядок проведения Конкурса и награждение победителей
3.1. Конкурс проводится в 2 этапа:
- первый этап (с 1 по 15 сентября 2011 г.) – прием конкурсных материалов;
- второй этап (с 15 по 20 сентября 2011 г.) – экспертиза
материалов участников Конкурса, согласно критериям, изложенным в п. 4.4
данного Положения;
- третий этап (23 сентября 2011 г.) – презентация работ участниками, определение лауреатов и победителей Конкурса, награждение.
3.2. Для оценки конкурсных работ и выступлений участников
формируется экспертная комиссия, в которую входят педагоги школы,
учащиеся и их родители.
3.3. Результаты Конкурса публикуются на сайте школы и в школьном печатном издании.
3.4. Авторы трех лучших работ в каждой номинации будут награждены дипломами.
3.5. Победитель в каждой номинации награждается дипломом и ценным подарком.
3.6. Организаторы имеют право учреждать дополнительные призы и номинации.
4. Требования к конкурсным работам
4.1. Участники приносят в оргкомитет (кабинет русского языка и литературы) творческие работы.
4.2. Творческая работа в номинации "Короткий рассказ" должна
быть написана в прозаичной форме, объемом не менее одной и не более трех
страниц.
4.3. Творческая работа в номинации "Стихотворение" должна быть написана в стихотворной форме.
4.4. Творческая работа должна представлять собой описание
реальной истории, случившейся с ее автором за прошедшее лето; также это
может быть авторский вымысел на заданную тему. Произведение может быть
написано от 1-го или 3-го лица.
4.5. Критерии оценки конкурсных работ:
- соответствие теме и требованиям Конкурса;
- оригинальный сюжет произведения;
- творческий подход и креативность автора;
- логичность и последовательность изложения материала.
5. Порядок оформления конкурсных работ и их презентация
5.1. Конкурсная работа представляется в оргкомитет Конкурса с 1 до 15 сентября 2011 г. в электронном либо рукописном варианте.
5.2. Помимо собственно конкурсной работы, пакет конкурсных
документов должен содержать информацию об авторе: название учебного
заведения и класс, где обучается школьник, Ф. И. О. участника, а также
его контактные данные (мобильный или домашний телефон).
5.3. Оргкомитет Конкурса имеет право не рассматривать работы, не соответствующие разделу 4 данного Положения.
6. Авторские права
6.1. Ответственность за соблюдение авторских прав в предоставленном на Конкурс материале несет участник, автор данной работы.
6.2. В случае, если участник уличен в плагиате, он лишается права на участие в Конкурсе и получает устный выговор.
6.3. Предоставляя свою работу на Конкурс, участники тем самым
передают право организаторам Конкурса на использование конкурсных работ в
некоммерческих целях (размещение в Интернете, публикацию в печатных
изданиях, представление на выставочных стендах) со ссылкой на авторство.
Пример творческой работы учащихся на тему "Ах, лето красное!"
Номинация "Короткий рассказ"
Нынешнее лето, как и предыдущее, было очень жарким. И мне
повезло, что я провел его на юге – в городе-курорте Сочи. Что может быть
лучше песочных пляжей, нежной морской пены и компании веселых друзей в
жаркий солнечный день! Мы с ребятами все утро проводили на пляже, а к
обеду возвращались домой, чтобы поесть и отдохнуть. Какие только игры и
забавы мы ни придумывали! Прыгали с пирса в воду, катались на водных
велосипедах, плавали на надувных матрасах, закапывали друг друга в
горячий песок!
Вот так однажды закопали и меня, оставив только голову. На меня
надели панамку, чтобы я не получил солнечный удар, на нос водрузили
солнцезащитные очки, а песок вокруг разровняли. Мы долго смеялись и
дурачились, затем друзья побежали купаться, а я остался еще ненадолго на
берегу: жалко было вылезать и портить "работу" моих товарищей. Через
несколько минут на берег пришла молодая женщина с маленьким ребенком.
Они тоже решили позагорать и искупаться. Развернув пляжное полотенце,
женщина постелила его ровно на то место, где под песком было зарыто мое
тело. Вероятно, мою накрытую панамкой голову она приняла за мяч. Я,
естественно, возмутился и сказал: "Это у вас так принято – стелить
полотенца на чужих людей?" Я просто хотел пошутить. Но женщина, не
осознав еще, кто с ней говорит, вскрикнула и, вскочив, схватила ребенка
за руку. Я в этот момент стал выкапываться из песка, чтобы подтвердить
свои слова. Лучше бы я этого не делал! Молодая мамочка, схватив ребенка в
охапку, с такой скоростью побежала с пляжа, с какой, наверно, не бегают
и мастера спорта! Конечно, я догнал ее и извинился, что напугал. А
когда она поняла, в чем дело, то очень долго смеялась вместе с моими
друзьями и другими отдыхающими, которые наблюдали происходящее. Мы потом
еще несколько раз встречались с ними на пляже, и каждый раз улыбались
друг другу, вспоминая эту веселую историю.
Пример творческой работы учащихся на тему "Ах, лето красное!"
Номинация "Стихотворение"
Летом жарко, я не спорю,
У кого возможность есть,
Все давно рванули к морю,
Только я остался здесь.
Вышел в скверик перед домом,
Сел на лавочку, сижу,
Улыбаюсь всем знакомым,
Разговоры завожу.
Вдруг из третьего подъезда,
Не видал таких вовек,
Весь пятнистый и облезлый
Вышел синий человек.
|
Подошел ко мне поближе,
Я аж ахнул: вот беда!
Присмотрелся: что я вижу?!
Из пиявок борода!
Подошел ко мне вразвалку,
Очень строго мне сказал:
"Ну-ка, вот, держи панамку,
Будет солнечный удар!"
Тут я понял, что на солнце
Нужен головной убор,
А иначе ты увидишь,
Как и я, такой же вздор! | |