Обратите внимание!
• Русское слово азбука – синоним слова алфавит. (Как оно образовано?)
• В словарях слова располагают в алфавитном
порядке. (Почему? Что еще записывают по алфавиту? Почему по такому –
алфавитному – принципу заносят в классный журнал фамилии учеников?)
...Венеды,
или славяне языческие, обитавшие в странах балтийских, знали
употребление букв. Дитмар говорит о надписях идолов славянских: ретрские
кумиры, найденные близ Толлензского озера, доказали справедливость его
известия; надписи их состоят в рунах, заимствованных венедами от
готфских народов. Сии руны, числом 16, подобно древним финикийским,
весьма недостаточны для языка славянского, не выражают самых
обыкновенных звуков его, и были известны едва ли не одним жрецам,
которые посредством их означали имена обожаемых идолов. Славяне же
богемские, илли-рические и российские не имели никакой азбуки до 863
года, когда философ Константин, названный в монашестве Кириллом, и
Мефодий, брат его, жители Фессалоники, будучи отправлены греческим
императором Михаилом в Моравию к тамошним христианским князьям
Ростиславу, Святополку и Коцелу для перевода церковных книг с греческого
языка, изобрели славянский особенный алфавит, образованный по
греческому, с прибавлением новых букв: Б, Ж, Ц, Ш, Щ, Ъ, Ы, Б, Ю, Я, Ю с
большой.
Сия азбука, называемая кирилловскою, доныне
употребляется с некоторыми переменами в России, Валахии, Молдавии,
Болгарии, Сервии и проч. Славяне далматские имеют другую, известную под
именем глаголъской, или буквицы, которая считается
изобретением св. Иеронима, но ложно, ибо в IV и в V веке, когда жил
Иероним, еще не было славян в римских владениях. Самый древнейший ее
памятник, нам известный, есть харатейная Псалтирь XIII века, но мы имеем
церковные Кирилловские рукописи 1056 года; надпись Десятинной церкви в
Киеве принадлежит еще ко временам св. Владимира. Сия глагольская азбука
явно составлена по нашей, отличается кудрявостию знаков и весьма
неудобна для употребления… […]
Итак, предки наши были обязаны христианству
не только лучшим понятием о Творце мира, лучшими правилами жизни,
лучшею, без сомнения, нравственностию, но и пользою самого
благодетельного, самого чудесного изобретения людей: мудрой живописи
мыслей – изобретения, которое, подобно утренней заре, в веках мрачных
предвестило уже науки и просвещение.
(Н. М. Карамзин. «История государства Российского». Т. I, гл. 3.)
В алфавите (азбуке) буквы
располагаются в определенном порядке, который нужно хорошо запомнить. В
этом вам поможет «Песенка-азбука» Б. В. Заходера.
Тридцать три родных сестрицы, Писаных красавицы, На одной живут странице, А повсюду славятся! К вам они сейчас спешат, Славные сестрицы, Очень просят всех ребят С ними подружиться! А, Бэ, Вэ, Гэ, Дэ, Е, Жэ Прикатили на еже. Зэ, И, Ка, эЛь, эМ, эН, О Дружно вылезли в окно. Пэ, эР, эС, Тэ, У, эФ, Ха Оседлали петуха. Цэ, Че, Ша, Ща, Э, Ю, Я Все теперь мои друзья. Пять сестренок опоздали Заигрались в прятки. А теперь все буквы встали В азбучном порядке. Познакомьтесь с ними, дети: Вот они стоят рядком. Очень плохо жить на свете Тем, кто с ними не знаком.В русском языке много интересных букв, но интересен и сам русский алфавит, или по-русски – азбука. В середине – буква о. Она словно соединяет две части алфавита: до нее все согласные буквы – звонкие, кроме к; после нее – глухие, кроме р. Таким образом, по алфавиту легко запомнить, какие согласные звонкие, а какие – глухие.
Первые шесть согласных (б, в, г, д, ж, з) имеют парные глухие (п, ф, к, т, ш, с). Легко определить, что согласные й, л, м, н, р – всегда звонкие, а х, ц, ч, щ
– всегда глухие. Знать это нужно, потому что у парных согласных есть
так называемые сильные и слабые позиции (совпадение или несовпадение
звука и буквы).
Метаграммы
Метаграмма – это загадка, по условиям
которой из загаданного слова путем изменения написания, замены одной
буквы другой получается новое слово.
Метаграммы могут составлять и сами ученики,
не обязательно в стихотворной форме. Надо подобрать пары слов,
отличающихся в написании лишь звонкостью согласных (например, гриб – грипп), и
составить краткие толкования каждого слова: «Со звонким согласным –
споровое растение, с глухим – заразная болезнь». Можно давать толкования
в шутливой форме: «Со звонким согласным – собираем в лукошко, а с
глухим – боимся заразиться» и т. п.
С глухим согласным наливаюсь в поле, Со звонким – сам звеню я на раздолье. С глухим траву она срезает, Со звонким – и листочки объедает. С глухим согласным мы его читаем, Со звонким – в нем мы обитаем. С глухим шипящим я числительное, Со звонким – имя существительное.Слышится и пишется
Ведущий (учитель) предлагает разделить
страницу тетради пополам вертикальной чертой и написать слева
«Совпадает», а справа – «Не совпадает». Затем он диктует пары слов
(приведены ниже). Ученики вписывают их в нужную графу – в зависимости от
того, совпадает произношение глухих и звонких согласных с правописанием
или не совпадает. Выигрывает тот, кто правильно запишет все слова и
сможет по требованию ведущего подобрать к некоторым из них проверочные
слова (например, гибкий – сгибать, липкий – липнуть и т. п.).
коляска – повязка
ласка – сказка
гибкий – липкий
кружка – игрушка
молотки – городки
веский – резкий
подружка – ватрушка
грядки – прятки
рыбки – липки
жираф – бурав
гриб – хрип
принес – привез
ходьба – молотьба
шефский – заправский
Раскинем умом
Ответьте на следующие вопросы.
1. В каком слове живут семь одинаковых букв?
2. В каких словах живут 100 одинаковых букв?
3. В каком числе столько же цифр, сколько букв в его наименовании?
1. Семья.
2. Стог, сток, стол, стон, стоп, стоя.
3. 100 – сто.
Задание на дом. Составьте 1–2 метаграммы. |