Нас всюду окружают буквы. Мы видим их
на рекламных щитах, они светятся на неоновых вывесках. В газетах,
журналах, книгах мы читаем о международном положении, о событиях в нашей
стране, об успехах в науке, о спорте, кино и о многом-многом другом. Мы
не можем представить нашу жизнь без письменной речи. Но ведь когда-то
люди не умели писать. Вначале появилась звуковая речь. Это было примерно
миллион лет тому назад. Значительно позже возникла письменно сть. У
разных народов письмо появилось в разное время. Нам не известен ни один
народ, который не имел бы звуковой речи, но известны многие народы,
которые не имели и не имеют своей письменности. Многие народы,
населяющие нашу страну, получили письменность только после Октябрьской
революции (чукчи, ненцы, табасаранцы и др.).
Письмо относится к величайшему изобретению
человека. Благодаря письменной речи идеи, знания, великие открытия,
произведения искусства не умирают, а живут в веках: читая написанное и
напечатанное, люди как бы становятся на плечи предшествующих поколений и
поэтому поднимаются в своем развитии все выше и выше. Закрепляя мысль
на письме, мы делаем ее не только достоянием современников, но и
последующих поколений. Без письменной речи многие духовые ценности
исчезали бы бесследно, так как человек был бы не в состоянии удержать в
своей памяти все те знания, которыми владеет человечество.
Долгими, извилистыми путями шло развитие
письма: от рисунков (изображений предметов) к буквам, не имеющим ничего
общего с предметами и обозначающим лишь звуки речи. Много интересного
хранит история наших букв: как они возникли, кем были изобретены, какой
вид имели раньше и как постепенно изменялись. Их начертание нам кажется
привычным. Мы и не предполагаем того, что когда-то буквы выглядели
иначе.
Только в детстве нам приходится потрудиться над тем, чтобы хорошо запомнить и букву А, похожую на домик с перекладиной посередине, и букву О, напоминающую
что-то круглое, может быть, колесо или бублик, и все другие буквы, в
которых мы отыскивали сходство с окружающими нас предметами. Но когда мы
уже выучили все буквы и научились читать, какой чудесный, сказочный мир
нам открылся! Мы можем везде «побывать», можем «заглянуть» на тысячи
лет вперед или узнать то, что произошло много-много лет назад. Буквы
стали нашими спутниками, нашими лучшими друзьями на всю жизнь.
М. Горький в повести «Мои университеты»
великолепно показал, как неграмотный взрослый человек Изот, обучаясь
грамоте, восхищался чудодейственной силой письменности.
Учился он усердно,
довольно успешно и – очень хорошо удивлялся; бывало, во время урока
вдруг встанет, возьмет с полки книгу, высоко подняв брови, с натугой
прочитает две-три строки и, покраснев, смотрит на меня, изумленно
говоря:
– Читаю ведь…
Несколько раз он вполголоса, осторожно спрашивал:
– Объясни ты мне, брат, как же это выходит
все-таки? Глядит человек на эти черточки, а они складываются в слова, и я
знаю их – слова живые, наши! Как я это знаю? Никто мне их не шепчет.
Ежели бы это картинки были, ну, тогда понятно. А здесь как будто сами
мысли напечатаны – как это?.
– Колдовство! – говорил он, вздыхая, и рассматривал страницы книги на свет.
Это «колдовство» мудро подметил С. Я. Маршак.
Словарь
Усердней с каждым днем гляжу в словарь. В его столбцах мерцают искры чувства. В подвалы слов не раз сойдет искусство, Держа в руках свой потайной фонарь! На всех словах – события печать. Они дались недаром человеку. Читаю: «Век. От века. Вековать. Век доживать. Бог сыну не дал веку. Век заедать, век заживать чужой.» В словах звучат укор, и гнев, и совесть. Нет, не словарь лежит передо мной, А древняя рассыпанная повесть.Понятная абракадабра
Исследования английских ученых повергли в
шок российских лингвистов. Оказывается, совершенно неважно, в каком
порядке расположены буквы в слове. Главное, чтобы первая и последняя
были на своих местах. Что касается всех остальных букв, то они могут
быть поставлены в полном беспорядке – все равно мы прочитаем текст без
проблем.
Пичрина
сгео феонемна, как вяысилнось, котерся в том, что мы не чтиаем кдажую
бкуву по оетльндости, а фкиисреум все слвоо цлекиом. Сомае ундитвельное,
что фкат эотт рпасорстрна-ятеся не тьлоко на английксий яызк, но и на
рсусикй, и на нмеце-икй, и на ипнсаский, и на все якызи, афалвит ктрооых
сижодерт бквуы, а не ироелгифы. А чботы ощестбвнесноть не умнсоилась в
эотм, рзелульатты илссеовадний блыи нпеатачаны по выизе-шежлоенному
пцинрипу, то етсь всемто солв – слпонашя абракадабра.
Чтобы выяснить природу этого потрясающего явления, обратились к специалистам и получили такое разъяснение:
– При обычном (быстром) чтении мы
воспринимаем все слово целиком, не концентрируясь на каждой букве.
Некоторые люди вообще читают по диагонали, воспринимая сразу всю
страницу.
Как
вяслныиось, мы вспироинамем лгикоу фарзы, а не кадоже слвоо в
олдеьтнотси. Мзог повджтердает пральтвисноь «дгодаки» по мозакие бкув в
свлое, шалбон кооротго и сымсл залж-неоы в слорваном зпаасе чкелвоеа.
(По
материалу из газеты «Московская правда», октябрь 2003 г. Текст с
«абракадаброй» лучше размножить и дать копию каждому участнику кружка.)
Раскинем умом
Ответьте на следующие вопросы.
1. Научится ли быстро читать человек с небольшим запасом слов?
2. Поможет ли множество прочитанных книг грамотному письму?
3. Что надо делать, чтобы грамотно писать и быстро читать?
Кто больше?
На каждую букву предложенного слова
напишите как можно больше существительных (время на работу с одним
словом – 10 минут). Например:
П парник, перемена, пирог, пистолет, пятак, портфель.
О озеро, облако, очки, оса, омлет, обруч.
Ж жар, жара, жаба, жюри, жребий, жила…
А арбуз, азбука, аист, алиби, ангина, анкета.
Р рост, рука, рама, рота, ртуть, ребус, радио, ракета, ремень.
Задание на дом. Напишите
небольшой текст с «абракадаброй» и предложите родным или знакомым
прочитать его. Принесите этот текст на следующее занятие кружка. |