1. Определите род существительных и употребите с ними прилагательные. картофель, рояль, мозоль, повидло
картофель – м. р.
рояль – м. р.
мозоль – ж. р.
повидло – ср. р.
хороший картофель
новый рояль
старая мозоль
яблочное повидло
2. Поставьте ударение в словах.
деятельность, добыча, единство, столяр, случай, петля, процент, километр, морковь, портфель
3. Подберите к словам грусть, темнота синоним и антоним, составьте со всеми словами предложения.
Синонимы к слову грусть – печаль, горесть, скорбь, тоска; антонимы – радость, веселье.
Синонимы к слову темнота – мрак, тьма, темень; антоним – свет.
4. Определите, к каким частям речи относятся выделенные слова, и дайте пояснение.
Длина линейки 10 сантиметров. Эта линейка для меня длинна.
Слово длина – существительное, обозначает предмет, отвечает на вопрос что? в предложении является подлежащим.
Слово длинна – краткое прилагательное, обозначает признак предмета, отвечает на вопрос какова? в предложении является сказуемым.
5. Объясните значение слов.
бал – балл, вилы – виллы, колос – колосс, искусный – искусственный
бал – большой танцевальный вечер
балл – цифровая отметка успехов
вилы – сельскохозяйственное орудие
виллы – богатые загородные дачи
колос – соцветие злаков
колосс – статуя, колонна громадных размеров
искусный – умелый, хорошо знающий свое дело
искусственный – не природный; сделанный наподобие подлинного; притворный, неискренний
6. Составьте предложение, употребив существительные простыни, чулки, носки в родительном падеже множественного числа.
В стирке шесть простынь, три пары чулок и четыре пары носков.
7. Составьте предложение, употребив существительные апельсины, помидоры, килограммы в родительном падеже множественного числа.
Мы купили пять килограммов апельсинов и помидоров.
8. Разделившись на две команды, ученики
пишут на своей половине доски слова, которые диктует ведущий (учитель).
По числу правильно написанных слов определяется победитель.
абажур
акация
бледнолицый
в авиации
в брошюре
дисциплина
безделье
барьер
безоблачный
жизнеописание
инициатива
бьёт
бульон
в подъезде
коллекция
вьётся
медицина
милиция
вьюн
изъявить
цыган
мотоцикл
компаньон
муравьи
на циферблате
на цыпочках
на подъеме
необъятный
обезьяна
парашют
пощадить
прощаться
объединение
объявление
павильон
сигнализация
специалист
станция
пьеса
разъезд
цинк
разъяренный
циркуль
цитата рельеф
сагитировать
щавель
сверхъестественный
серьезный
цыплята
чаща
сориентироваться
съесть
сузить
широкоплечий
щука
экспедиция
съедобный
трехэтажный
цирк
трехъярусный
электростанция
съёмка
жюри
медальон
цифра Приложение к занятию 32
Умники и умницы
1. Определите род существительных и употребите с ними прилагательные.
картофель, рояль, мозоль, повидло
2. Поставьте ударение в словах.
деятельность, добыча, единство, километр, морковь, портфель столяр, случай, петля, процент,
3. Подберите к словам грусть, темнота синоним и антоним, составьте со всеми словами предложения.
4. Определите, к каким частям речи относятся выделенные слова, и дайте пояснение.
Длина линейки 10 сантиметров. Эта линейка для меня длинна.
5. Объясните значение слов.
бал – балл, вилы – виллы, колос – колосс, искусный – искусственный
6. Составьте предложение, употребив существительные простыни, чулки, носки в родительном падеже множественного числа.
7. Составьте предложение, употребив существительные апельсины, помидоры, килограммы в родительном падеже множественного числа. |