1. Объясните значение следующих существительных.
гранат – граната, лавр – лавра, пирог – пирога
гранат – полудрагоценный камень или южное дерево
граната – разрывной снаряд
лавр – южное вечнозеленое дерево с пахучими листьями
лавра – большой монастырь
пирог – печенье с начинкой
пирога – узкая длинная лодка
2. Вспомните названия орудий производства, употребляющиеся только во множественном числе. Приведите 4–6 примеров.
ножницы, щипцы, плоскогубцы, тиски, грабли, вилы, носилки, кусачки и др.
3. Отметьте существительные с суффиксом – ок.
зáмок, теремóк, лесóк, песóк, венóк, ленóк, мирóк, курóк, листóк, притóк
теремок, лесок, ленок, мирок, листок
4. Чем отличается род прилагательных от рода существительных?
У существительных род постоянен, а прилагательные принимают род того существительного, которое определяют.
5. Может ли окончание прилагательного состоять из четырех звуков?
Может. В слове лисьего.
6. Установите смысловое различие следующих пар прилагательных.
склáдный – складнóй
чýдный – чуднóй
оснóвный – основнóй
врéменный – временнóй
7. Какие прилагательные можно образовать от слова ветер? Составьте словосочетания.
ветреный – о погоде, о легкомысленном человеке
ветряной – о двигателе
ветряный – об оспе
8. Всякое ли слово, обозначающее действие, является глаголом? Объясните.
Слова бег, ходьба, строительство тоже обозначают действие, однако являются существительными.
9. Какие глаголы в каждой паре (первый или
второй) обозначают действие не вообще, а в конкретное время, в
определенном направлении?
смотреть – видеть, слушать – слышать,
бегать – бежать, ездить – ехать, летать – лететь, носить – нести,
бродить – брести, лазать – лезть
Вторые глаголы в каждой паре.
10. Какое фонетическое явление поможет вам превратить в глаголы следующие существительные?
воз, нос, пыл, быт, даль, быль, пример
Смягчение / отвердение согласного.
11. Какой глагол, родственный глаголу петь, в прошедшем времени женского рода совпадает по звучанию и написанию с существительным?
запевала
12. В каком глаголе, образованном от слова сок, появляется в корне а?
просачиваться
13. Образуйте форму 3-го лица множественного числа.
судить, вязать, сушить, пахать, душить, гасить, тянуть, тушить, махать, рубить, вянуть, губить, вялить, сесть
14. Приведите 3–4 примера глаголов, которые не употребляются без возвратного суффикса – ся.
смеяться, стараться, бояться, гордиться, карабкаться и др. Приложение к занятию 30
Умники и умницы
1. Объясните значение следующих существительных.
гранат – граната, лавр – лавра, пирог – пирога
2. Вспомните названия орудий производства, употребляющиеся только во множественном числе. Приведите 4–6 примеров.
3. Отметьте существительные с суффиксом – ок.
зáмок, теремóк, лесóк, песóк, венóк, ленóк, мирóк, курóк, листóк, притóк
4. Чем отличается род прилагательных от рода существительных?
5. Может ли окончание прилагательного состоять из четырех звуков?
6. Установите смысловое различие следующих пар прилагательных.
склáдный – складнóй
оснóвный – основнóй
чýдный – чуднóй
врéменный – временнóй
7. Какие прилагательные можно образовать от слова ветер? Составьте словосочетания.
8. Всякое ли слово, обозначающее действие, является глаголом? Объясните.
9. Какие глаголы в каждой паре (первый или
второй) обозначают действие не вообще, а в конкретное время, в
определенном направлении?
смотреть – видеть, слушать – слышать,
бегать – бежать, ездить – ехать, летать – лететь, носить – нести,
бродить – брести, лазать – лезть
10. Какое фонетическое явление поможет вам превратить в глаголы следующие существительные?
воз, нос, пыл, быт, даль, быль, пример
11. Какой глагол, родственный глаголу
петь, в прошедшем времени женского рода совпадает по звучанию и
написанию с существительным?
12. В каком глаголе, образованном от слова сок, появляется в корне а?
13. Образуйте форму 3-го лица множественного числа.
судить, вязать, сушить, пахать, душить, гасить, тянуть, тушить, махать, рубить, вянуть, губить, вялить, сесть
14. Приведите 3–4 примера глаголов, которые не употребляются без возвратного суффикса – ся. |