Пятница, 22.11.2024, 22:30


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [36]
22 УРОКА ИДЕАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ [22]
ЛИТЕРАТУРНАЯ СТУДИЯ [49]
УРОКИ ПОЭЗИИ И ПРОЗЫ [8]

Главная » Статьи » ЗАНЯТИЯ ШКОЛЬНОГО КРУЖКА » РУССКИЙ ЯЗЫК

ЗАНЯТИЯ ШКОЛЬНОГО КРУЖКА. ЗАНЯТИЕ 30

1. Объясните значение следующих существительных.

гранат – граната, лавр – лавра, пирог – пирога

гранат – полудрагоценный камень или южное дерево

граната – разрывной снаряд

лавр – южное вечнозеленое дерево с пахучими листьями

лавра – большой монастырь

пирог – печенье с начинкой

пирога – узкая длинная лодка

2. Вспомните названия орудий производства, употребляющиеся только во множественном числе. Приведите 4–6 примеров.

ножницы, щипцы, плоскогубцы, тиски, грабли, вилы, носилки, кусачки и др.

3. Отметьте существительные с суффиксом – ок.

зáмок, теремóк, лесóк, песóк, венóк, ленóк, мирóк, курóк, листóк, притóк

теремок, лесок, ленок, мирок, листок

4. Чем отличается род прилагательных от рода существительных?

У существительных род постоянен, а прилагательные принимают род того существительного, которое определяют.

5. Может ли окончание прилагательного состоять из четырех звуков?

Может. В слове лисьего.

6. Установите смысловое различие следующих пар прилагательных.

склáдный – складнóй

чýдный – чуднóй

оснóвный – основнóй

врéменный – временнóй

7. Какие прилагательные можно образовать от слова ветер? Составьте словосочетания.

ветреный – о погоде, о легкомысленном человеке

ветряной – о двигателе

ветряный – об оспе

8. Всякое ли слово, обозначающее действие, является глаголом? Объясните.

Слова бег, ходьба, строительство тоже обозначают действие, однако являются существительными.

9. Какие глаголы в каждой паре (первый или второй) обозначают действие не вообще, а в конкретное время, в определенном направлении?

смотреть – видеть, слушать – слышать, бегать – бежать, ездить – ехать, летать – лететь, носить – нести, бродить – брести, лазать – лезть

Вторые глаголы в каждой паре.

10. Какое фонетическое явление поможет вам превратить в глаголы следующие существительные?

воз, нос, пыл, быт, даль, быль, пример

Смягчение / отвердение согласного.

11. Какой глагол, родственный глаголу петь, в прошедшем времени женского рода совпадает по звучанию и написанию с существительным?

запевала

12. В каком глаголе, образованном от слова сок, появляется в корне а?

просачиваться

13. Образуйте форму 3-го лица множественного числа.

судить, вязать, сушить, пахать, душить, гасить, тянуть, тушить, махать, рубить, вянуть, губить, вялить, сесть

14. Приведите 3–4 примера глаголов, которые не употребляются без возвратного суффикса – ся.

смеяться, стараться, бояться, гордиться, карабкаться и др.

Приложение к занятию 30
Умники и умницы

1. Объясните значение следующих существительных.

гранат – граната, лавр – лавра, пирог – пирога

2. Вспомните названия орудий производства, употребляющиеся только во множественном числе. Приведите 4–6 примеров.

3. Отметьте существительные с суффиксом – ок.

зáмок, теремóк, лесóк, песóк, венóк, ленóк, мирóк, курóк, листóк, притóк

4. Чем отличается род прилагательных от рода существительных?

5. Может ли окончание прилагательного состоять из четырех звуков?

6. Установите смысловое различие следующих пар прилагательных.

склáдный – складнóй

оснóвный – основнóй

чýдный – чуднóй

врéменный – временнóй

7. Какие прилагательные можно образовать от слова ветер? Составьте словосочетания.

8. Всякое ли слово, обозначающее действие, является глаголом? Объясните.

9. Какие глаголы в каждой паре (первый или второй) обозначают действие не вообще, а в конкретное время, в определенном направлении?

смотреть – видеть, слушать – слышать, бегать – бежать, ездить – ехать, летать – лететь, носить – нести, бродить – брести, лазать – лезть

10. Какое фонетическое явление поможет вам превратить в глаголы следующие существительные?

воз, нос, пыл, быт, даль, быль, пример

11. Какой глагол, родственный глаголу петь, в прошедшем времени женского рода совпадает по звучанию и написанию с существительным?

12. В каком глаголе, образованном от слова сок, появляется в корне а?

13. Образуйте форму 3-го лица множественного числа.

судить, вязать, сушить, пахать, душить, гасить, тянуть, тушить, махать, рубить, вянуть, губить, вялить, сесть

14. Приведите 3–4 примера глаголов, которые не употребляются без возвратного суффикса – ся.

Категория: РУССКИЙ ЯЗЫК | Добавил: admin (22.12.2011)
Просмотров: 1562 | Теги: внеклассная работа по русскому язык, занимательный русский язык, декада русского языка, факультатив русского язвка, кружок русского языка | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0