| 1. Объясните значение следующих существительных. 
 гранат – граната, лавр – лавра, пирог – пирога 
 гранат – полудрагоценный камень или южное дерево 
 граната – разрывной снаряд 
 лавр – южное вечнозеленое дерево с пахучими листьями 
 лавра – большой монастырь 
 пирог – печенье с начинкой 
 пирога – узкая длинная лодка 
 2. Вспомните названия орудий производства, употребляющиеся только во множественном числе. Приведите 4–6 примеров. 
 ножницы, щипцы, плоскогубцы, тиски, грабли, вилы, носилки, кусачки и др. 
 3. Отметьте существительные с суффиксом – ок. 
 зáмок, теремóк, лесóк, песóк, венóк, ленóк, мирóк, курóк, листóк, притóк 
 теремок, лесок, ленок, мирок, листок 
 4. Чем отличается род прилагательных от рода существительных? 
 У существительных род постоянен, а прилагательные принимают род того существительного, которое определяют. 
 5. Может ли окончание прилагательного состоять из четырех звуков? 
 Может. В слове лисьего. 
 6. Установите смысловое различие следующих пар прилагательных. 
 склáдный – складнóй 
 чýдный – чуднóй 
 оснóвный – основнóй 
 врéменный – временнóй 
 7. Какие прилагательные можно образовать от слова ветер? Составьте словосочетания. 
 ветреный – о погоде, о легкомысленном человеке 
 ветряной – о двигателе 
 ветряный – об оспе 
 8. Всякое ли слово, обозначающее действие, является глаголом? Объясните. 
 Слова бег, ходьба, строительство тоже обозначают действие, однако являются существительными. 
 9. Какие глаголы в каждой паре (первый или
 второй) обозначают действие не вообще, а в конкретное время, в 
определенном направлении? 
 смотреть – видеть, слушать – слышать, 
бегать – бежать, ездить – ехать, летать – лететь, носить – нести, 
бродить – брести, лазать – лезть 
 Вторые глаголы в каждой паре. 
 10. Какое фонетическое явление поможет вам превратить в глаголы следующие существительные? 
 воз, нос, пыл, быт, даль, быль, пример 
 Смягчение / отвердение согласного. 
 11. Какой глагол, родственный глаголу петь, в прошедшем времени женского рода совпадает по звучанию и написанию с существительным? 
 запевала 
 12. В каком глаголе, образованном от слова сок, появляется в корне а? 
 просачиваться 
 13. Образуйте форму 3-го лица множественного числа. 
 судить, вязать, сушить, пахать, душить, гасить, тянуть, тушить, махать, рубить, вянуть, губить, вялить, сесть 
 14. Приведите 3–4 примера глаголов, которые не употребляются без возвратного суффикса – ся. 
 смеяться, стараться, бояться, гордиться, карабкаться и др. Приложение к занятию 30
Умники и умницы
1. Объясните значение следующих существительных. 
 гранат – граната, лавр – лавра, пирог – пирога 
 2. Вспомните названия орудий производства, употребляющиеся только во множественном числе. Приведите 4–6 примеров. 
 3. Отметьте существительные с суффиксом – ок. 
 зáмок, теремóк, лесóк, песóк, венóк, ленóк, мирóк, курóк, листóк, притóк 
 4. Чем отличается род прилагательных от рода существительных? 
 5. Может ли окончание прилагательного состоять из четырех звуков? 
 6. Установите смысловое различие следующих пар прилагательных. 
 склáдный – складнóй  
 оснóвный – основнóй 
 чýдный – чуднóй  
 врéменный – временнóй 
 7. Какие прилагательные можно образовать от слова ветер? Составьте словосочетания. 
 8. Всякое ли слово, обозначающее действие, является глаголом? Объясните. 
 9. Какие глаголы в каждой паре (первый или
 второй) обозначают действие не вообще, а в конкретное время, в 
определенном направлении? 
 смотреть – видеть, слушать – слышать, 
бегать – бежать, ездить – ехать, летать – лететь, носить – нести, 
бродить – брести, лазать – лезть 
 10. Какое фонетическое явление поможет вам превратить в глаголы следующие существительные? 
 воз, нос, пыл, быт, даль, быль, пример 
 11. Какой глагол, родственный глаголу 
петь, в прошедшем времени женского рода совпадает по звучанию и 
написанию с существительным? 
 12. В каком глаголе, образованном от слова сок, появляется в корне а? 
 13. Образуйте форму 3-го лица множественного числа. 
 судить, вязать, сушить, пахать, душить, гасить, тянуть, тушить, махать, рубить, вянуть, губить, вялить, сесть 
 14. Приведите 3–4 примера глаголов, которые не употребляются без возвратного суффикса – ся. |