Вторник, 16.04.2024, 10:25


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [36]
22 УРОКА ИДЕАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ [22]
ЛИТЕРАТУРНАЯ СТУДИЯ [49]
УРОКИ ПОЭЗИИ И ПРОЗЫ [8]

Главная » Статьи » ЗАНЯТИЯ ШКОЛЬНОГО КРУЖКА » РУССКИЙ ЯЗЫК

ЗАНЯТИЯ ШКОЛЬНОГО КРУЖКА. ЗАНЯТИЕ 16

1. Проиллюстрируйте примерами возможные значения прилагательного крутой.

крутой берег – обрывистый, почти отвесный

крутой кипяток – сильно кипящая, клокочущая вода

крутой характер – суровый, упрямый, своевольный

крутое яйцо, тесто – очень плотное, густое

2. Объясните различия в значениях.

часовая стрелка – железнодорожная стрелка

живописная мастерская – живописная местность

холодное молоко – холодный взгляд

натянутые провода – натянутые отношения

3. Уточните одним словом значения следующих слов. пол, брак, нота, мешать, топить

деревянный пол – мужской пол

неравный брак – производственный брак

высокая нота – правительственная нота

мешать в работе – мешать тесто

топить печь – топить корабли

4. Отгадайте загадки.

а) Я в дверях, я в замке,

Я и в нотной строке,

Я и гайку отвинчу,

Я могу, если хочу,

Телеграмму передать

И загадку разгадать.

б) Если строится здание, я его украшаю. Если строятся люди, они меня украшают.

в) Что можно набрать, ничего не беря в руки?

г) Можно ли отрезать без ножа или другого режущего предмета?

д) Можно ли считать без чисел?

е) Какое крыло никогда не летает?

а) ключ

б) колонна

в) номер телефона

г) резко и коротко ответить кому-либо

д) в значении «расценивать», «воспринимать» – мы считаем это решение правильным

е) крыло здания или автомобиля

5. Решите метаграммы, шарады, логогрифы.

а) Меня вы в сказках отыщúте.
Я в сказке Пушкина герой.
Но л на н лишь замените —
Сибирской стану я рекой.
б) Мои кусты легко узнать:
Цвету я гроздьями весною.
Но замените мягкий знак
На букву а – и я завою.
в) Я летаю и жужжу.
Сверху на цветы гляжу.
Буква первая моя —
Как шипучая змея.
Без нее я – часть земли,
Меня боятся корабли.
г) На берегу морском
Я круглый год валяюсь.
Отнимешь мягкий знак —
И вверх я устремляюсь.
д) Пойди-ка в сад и погляди:
Я там цвету, благоухая.
Но г приставишь впереди —
И в небе я загромыхаю.
е) Задачу ты решишь свободно:
Я – небольшая часть лица.
Но прочитай меня с конца —
Во мне увидишь что угодно.
ж) Я дерево с цветом душистым,
Даю я прохладную тень,
Под кроной моей отдыхают
В безветренный, знойный день.
Но если согласные буквы
В себе переставлю я,
Получится новое слово,
Несущее смерть для меня.
з) Географию со мной
Изучают дети.
Дай порядок букв иной —
Буду я в буфете.

а) Елисей – Енисей

б) сирень – сирена

в) шмель – мель

г) галька – галка

д) роза – гроза

е) нос – сон

ж) липа – пила

з) атлас – салат

6. Отгадайте загадки-шутки.

а) Какое государство можно носить на голове?

б) Какая европейская столица стоит на скошенной траве?

в) Какой город летает?

г) Какая земля никогда не состарится?

д) Что можно разбить, получив за это не выговор, а благодарность?

а) Панама

б) Париж на Сене

в) Орел

г) Новая Земля

д) разбить цветник, парк, лагерь

7. Найдите антонимы в следующих стихотворных отрывках. Можете ли вы сказать, кому принадлежат эти строки?

а) Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой.
б) Всегда так будет, как бывало,
Таков издревле белый свет:
Ученых много – умных мало,
Знакомых тьма, а друга нет.

а) А. С. Пушкину

б) М. Ю. Лермонтову

8. Подберите к словам синонимы, состоящие из такого же количества букв (сколько букв в исходном слове, столько же должно быть и в синониме).

лес

горе

мороз

непогода

хотеть

темнота

крепость

сообщение

невиданный

равнодушный

бор

беда

стужа

ненастье

желать

потемки

твердыня

извещение

диковинный

безучастный

9. Подберите к словам антонимы. Запишите их в столбик. Третья буква в каждом из них послужит для образования еще одного слова.

сухой  влажный

начинать кончать

ветер затишье

рыхлый плотный

трудолюбивый ленивый

короткий длинный

свет темнота

Приложение к занятию 16 

1. Проиллюстрируйте примерами возможные значения прилагательного крутой.

2. Объясните различия в значениях.

часовая стрелка – железнодорожная стрелка

живописная мастерская – живописная местность

холодное молоко – холодный взгляд

натянутые провода – натянутые отношения

3. Уточните одним словом значения следующих слов.

пол, брак, нота, мешать, топить

4. Отгадайте загадки.

а) Я в дверях, я в замке,
Я и в нотной строке,
Я и гайку отвинчу,
Я могу, если хочу,
Телеграмму передать
И загадку разгадать.

б) Если строится здание, я его украшаю. Если строятся люди, они меня украшают.

в) Что можно набрать, ничего не беря в руки?

г) Можно ли отрезать без ножа или другого режущего предмета?

д) Можно ли считать без чисел?

е) Какое крыло никогда не летает?

5. Решите метаграммы, шарады, логогрифы.
а) Меня вы в сказках отыщúте.
Я в сказке Пушкина герой.
Но л на н лишь замените —
Сибирской стану я рекой.
б) Мои кусты легко узнать:
Цвету я гроздьями весною.
Но замените мягкий знак
На букву а – и я завою.
в) Я летаю и жужжу.
Сверху на цветы гляжу.
Буква первая моя —
Как шипучая змея.
Без нее я – часть земли,
Меня боятся корабли.
г) На берегу морском
Я круглый год валяюсь.
Отнимешь мягкий знак —
И вверх я устремляюсь.
д) Пойди-ка в сад и погляди:
Я там цвету, благоухая.
Но г приставишь впереди —
И в небе я загромыхаю.
е) Задачу ты решишь свободно:
Я – небольшая часть лица.
Но прочитай меня с конца —
Во мне увидишь что угодно.
ж) Я дерево с цветом душистым,
Даю я прохладную тень,
Под кроной моей отдыхают
В безветренный, знойный день.
Но если согласные буквы
В себе переставлю я,
Получится новое слово,
Несущее смерть для меня.
з) Географию со мной
Изучают дети.
Дай порядок букв иной —
Буду я в буфете.

6. Отгадайте загадки-шутки.

а) Какое государство можно носить на голове?

б) Какая европейская столица стоит на скошенной траве?

в) Какой город летает?

г) Какая земля никогда не состарится?

д) Что можно разбить, получив за это не выговор, а благодарность?

7. Найдите антонимы в следующих стихотворных отрывках. Можете ли вы сказать, кому принадлежат эти строки?

а) Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой.
б) Всегда так будет, как бывало,
Таков издревле белый свет:
Ученых много – умных мало,
Знакомых тьма, а друга нет.

8. Подберите к словам синонимы, состоящие из такого же количества букв [сколько букв в исходном слове, столько же должно быть и в синониме).

лес

горе

мороз

непогода

хотеть темнота

крепость

сообщение

невиданный

равнодушный

9. Подберите к словам антонимы. Запишите их в столбик. Третья буква в каждом из них послужит для образования еще одного слова.

сухой

начинать

ветер

рыхлый

трудолюбивый

короткий

свет

Категория: РУССКИЙ ЯЗЫК | Добавил: admin (22.12.2011)
Просмотров: 2130 | Теги: внеклассная работа по русскому язык, занимательный русский язык, декада русского языка, факультатив русского язвка, кружок русского языка | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0