Среда, 24.04.2024, 13:48


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [36]
22 УРОКА ИДЕАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ [22]
ЛИТЕРАТУРНАЯ СТУДИЯ [49]
УРОКИ ПОЭЗИИ И ПРОЗЫ [8]

Главная » Статьи » ЗАНЯТИЯ ШКОЛЬНОГО КРУЖКА » РУССКИЙ ЯЗЫК

ЗАНЯТИЯ ШКОЛЬНОГО КРУЖКА. ЗАНЯТИЕ 12

Полисемúя – это многозначность слова, его способность употребляться в разных значениях. Поскольку значение слова можно определить только в связи с другими словами, то и смысл многозначного слова можно определить лишь в контексте – в предложении или в словосочетании.

Одно из значений многозначного слова является основным (исходным), а остальные – это вторичные (производные, переносные) значения. Например, основное значение глагола идти – «передвигаться, ступая ногами»: идти пешком, идти прихрамывая. Важнейшим признаком этого основного значения является движение, направление. Отсюда появляются вторичные значения этого слова, выражающие различные формы движения. Таких вторичных значений глагола идти до трех десятков. Вот важнейшие из них:

1. Двигаться, перемещаться: поезд идет на восток; машиныг идут прямо к реке; наперерез катеру шла лодка.

2. Направляться, отправляться: идти гулять; идти на работу; враг шел на Москву.

3. Вступать, поступать куда-либо, становиться кем-либо: идти в армию, идти в артисты.

4. Следовать, двигаться, развиваться в каком-либо направлении: наука идет вперед; все идет к лучшему.

5. Распространяться, выделяться, течь: идут слухи; идет дым; идут слезыц идет кровь; от печки идет тепло; от нагретой земли идет пар.

6. Простираться, пролегать: идут рядами горыг, река шла изгибами.

7. Лить, падать (об осадках): дождь идет; снег идет.

8. Протекать, проходить (о времени): идет третье тыысячеле-тие; ему шел девятнадцатым год.

9. Происходить, совершаться: идут экзамены; идут бои; идет новая пьеса.

10. Предназначаться, использоваться, употребляться для чего-либо: идти на дрова; идти в пищу; идти на слом; деньги ушли на покупки; время ушло на ожидание.

11. Подходить, соответствовать, быть к лицу: это платье ей идет; тоненький голос не идет к его внушительной фигуре.

12. Получаться, ладиться: Как музыке идти? Ведь выг не так сидите! (И. А. Крылов); работа идет хорошо.

13. Разнообразные оттенки значений в сочетаниях типа: идет на пользу; идти на попятную; из головы не идет; голова идет кругом и т. д.

Чем объяснить многозначность слова? Почему многие слова в нашем языке имеют не одно, а несколько значений? Объясняется это тем, что слова живут, изменяются их значения, появляются новые оттенки значений в зависимости от возникающей у людей потребности. Гораздо удобнее, проще не придумывать новое слово для какой-либо ситуации, а использовать уже имеющееся в языке слово, но с иным значением.

Например, слово лист обозначало когда-то только соответствующую часть растения. Позже этим словом стали обозначать и многие другие предметы, имеющие какое-либо сходство с листом растения. Так появились лист стекла, лист бумаги, лист железа, лист фанеры, а наряду с лавровым, смородинным, капустным листами – наградной, похвальный, печатный, обходной, опросный, исполнительный листы.

Слово нос первоначально – только орган обоняния человека, а затем (по сходству с тем, что он «выдается» вперед, находится «впереди» лица) этим же словом стали обозначать клюв птицы, переднюю часть корабля, мыс, острым углом выдающийся в море, и др.

Металлическое перо, которым мы пишем сейчас, унаследовало свое название от гусиного пера, которым писали в старину.

Так происходит расширение значения слова. При этом нередко случается, что новое значение слова постепенно вытесняет первоначальное, о котором мы теперь даже не догадываемся. Например, слово стрелять вначале означало – «пускать стрелу из лука». А теперь мы говорим: стрелять из ружья, стрелять из пулемета, стрелять из орудия, хотя из них вылетают совсем не стрелы, а дробь, пули, снаряды и т. д.

Глагол ошеломить вначале означал – нанести в бою удар по шелому (то есть по шлему). Теперь мы говорим: «Эта новость ошеломила его», то есть очень удивила или озадачила.

Раскинем умом

Ответьте на следующие вопросы.

1. Могут ли человека после брани окружить почетом?

2. Будет ли больно, если бьют челом?

3. Может ли быть дело в шляпе?

4. Чересчур – это много или мало?

1. Брань – ругань, ссора; грубые слова. Брань – война, битва, сражение (вспомните выражения: поле брани, бранная слава, бранные доспехи).

2. У слова чело два значения: это не только отверстие печи, но и лоб. Бить челом – значит униженно просить, низко кланяться.

3. Несколько столетий тому назад, когда еще почты не существовало, все сообщения доставлялись гонцами на лошадях. По проезжим дорогам бродило немало разбойников, и сумка с пакетом могла привлечь их внимание. Поэтому важные бумаги, «дело» зашивали под подкладку шляпы или шапки. О деле, уже почти решенном, за исход которого нечего бояться, и говорят: «Дело в шляпе».

4. Случается слышать, как, играя в салки или прятки, кто-нибудь из ребят вдруг выкрикнет: «Чур меня!» По правилам игры того, кто крикнул «чур», салить нельзя. Кто же такой «чур»? Чур – это бог домашнего очага у древних славян, дух предков. Попадает человек в беду, зовет на помощь духа предков: «Чур меня!» Это слово давно утратило прежнее значение. Поминая «чура», мы не призываем к себе на помощь божество, а произносим это слово как восклицание, междометие: «Чур, я первый». «Но только, чур, не плутовать, иначе – вам не сдобровать», – писал Лермонтов. Дедушка Мазай у Некрасова говорит: «Смотри, косой, // Теперь спасайся, // А, чур, зимой // Не попадайся!»

Слово чур имело и другое значение – «граница, предел, межа». Отсюда понятно и значение слова чересчур: через границу.

Задание на дом. Выберите из списка 3–5 слов, определите их лексические значения и составьте с ними словосочетания: корень, поле, гнездо, единица, крыло, ядро, фигура, узел, связь, прием, порода, площадь, печать, очередь, марка, линия, курс, команда, земля, полотно.

Категория: РУССКИЙ ЯЗЫК | Добавил: admin (22.12.2011)
Просмотров: 1626 | Теги: внеклассная работа по русскому язык, занимательный русский язык, декада русского языка, факультатив русского язвка, кружок русского языка | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0