Еще в середине прошлого столетия финский ученый
Матиас-Александр Кастрен первым привел убедительные доказательства
урало-алтайского родства, общего происхождения тюркских, монгольских,
тунгусо-маньчжурских, угорских, прибалтийско-финских, пермских,
волжских, самодийских народов. Кроме своего родного, финского, языка,
Кастрен знал еще ряд уральских и алтайских языков. Он совершал
длительные путешествия по Сибири и Забайкалью, чтобы лучше изучить
обычаи, наречия, древние предания сибирских народов. Богатейший
материал, собранный ученым, привел Кастрена к выводу: уральцы и алтайцы
когда-то находились в родстве, а языки их — ветви одной семьи.
Сходство уральских и алтайских языков было отмечено и
до Кастрена. Но только Кастрен смог обосновать его, подтвердить факты
лингвистики фактами других наук. Он показал, что в организации рода и в
нормах брака, в мифологии и эпосе, в основной линии хозяйственного строя
и в характерных приемах поэзии уральцы и алтайцы близки друг другу.
Труды Кастрена появились более века назад.
Лингвистика, этнография, археология и другие науки сделали с тех пор
большой шаг вперед, накопили тысячи новых фактов. И факты эти говорят в
пользу древнего урало-алтайского родства. Однако о районе, где жили
урало-алтайцы, и по сей день ведутся споры.
Кастрен считал, что урало-алтайская прародина — в
районе Саян и отрогов Алтая. Под давлением пришлых народов самодийцы в
начале новой эры покинули Саяны и двинулись на север. А еще раньше
предки угров, финнов и других уральских народов направились на
северо-запад, в Восточную Европу.
Не так давно некоторые советские ученые выдвинули
противоположную гипотезу. Они утверждают, что переселение древнейших
уральцев шло с севера на юг и восток, то есть прародина их находилась не
на юге Сибири, а на Северо-Востоке Европы. Венгерский ученый П. Хайду
пришел к выводу, что «общие предки угро-финнов и самоедов когда-то
проживали, судя по названиям некоторых деревьев, в лесной зоне к северу
от южно-российской степной полосы… обнимая территорию, лежащую около
верховьев Волги и окрестностей по рекам Вятке, Каме, Чусовой и Белой». В
IV–III тысячелетиях до н. э. самодийские и остальные уральские языки
разделились, ибо «преобладающее большинство самоедов окончательно
переселилось в глубь Сибири».
Наконец, большая часть ученых в наши дни считает,
что прародина уральских народов находилась не в Саянах, не на Севере
Европы и не в верховьях Волги, а в Западной Сибири, «на обширной
территории, находящейся между зоной тундры и Алтайско-Саянским горным
узлом». Отсюда предки самодийцев двинулись к Саянам и заселили их (и
лишь поздней часть самодийцев покинула, свою вторую родину и ушла на
север), в то время как другие племена уральцев ушли на запад и север,
вплоть до Венгрии и Скандинавии. Исследования последних десятилетий
показывают, что с уральской семьей, весьма вероятно, связан еще один
язык — юкагирский. С юкагирами связан и вопрос о том, кто же
первый появился в бескрайних просторах тундры, кто освоил в глубокой
древности север Сибири.
Древние греки называли обитаемый мир Ойкуменой, а
жителей Крайнего Севера этой Ойкумены — гиперборейцами (то есть живущие
на Севере, за Бореем — богом северного ветра). Для греков земли к северу
от Дона и Днепра казались странами холода и мрака. Границы нашей
Ойкумены неизмеримо расширились, и гиперборейцами мы можем назвать
народы, живущие на Крайнем Севере гигантского Азиатского материка и
населяющие суровые земли Арктики. Откуда и когда пришли эти народы на
край нашей Ойкумены? И являются ли они потомками древних гиперборейцев,
людей неолита, освоивших много тысяч лет назад север Сибири? |