Не следует думать, что с созданием письменности
быстро рождается литературный язык, а диалекты, на которых говорило
население, сливаются воедино. Государство может идти навстречу этому
процессу, всемерно помогать ему, и все-таки «исходных данных»
оказывается недостаточно для появления новой национальности и нового
языка, Пример тому — некоторые тюркские наречия Сибири. В междуречье
Иртыша и Оби находится Барабинская степь. Здесь говорят на разных
тюркских наречиях, Но единого литературного языка не существует:
во-первых, потому, что барабинцы свободно владеют русским языком, а
во-вторых, потому, что слишком уж мало носителей этих диалектов. Для
другого наречия, шорского, распространенного в Кузнецком Алатау
(северное предгорье Алтая), на базе русской графики был создан алфавит,
выпущен букварь, печаталась газета на шорском языке. Но слишком уж мало
шорцев (около 12 тысяч), чтобы у них сложился литературный язык. Они
предпочитают пользоваться алтайским литературным языком, созданным на основе родственных шорскому диалектов тюрков Алтая. Не имеет письменности и язык чулымских тюрков (кюэриков), распространенный по побережью реки Чулым, притока Оби. Чулымцы на письме пользуются русским письменным языком.
Зато в Средней Азии за последние полстолетия
появились новые литературные языки и расцвели те языки, которые начали
складываться в прошлые века. Среднюю Азию часто называли Туркестаном, то
есть «страной тюрков». Это название справедливо, ибо большинство
народов, населяющих ее, говорит на тюркских языках.
Первое место по численности говорящих на тюркских языках Средней Азии принадлежит узбекскому языку.
Казахский литературный язык стал складываться
позднее. В середине прошлого столетия его основы заложил великий поэт и
мыслитель Абай Кунанбаев — «казахский Пушкин». Несмотря на то, что
казахи расселены по огромному пространству Средней Азии, а численность
их превышает 5 миллионов человек, в казахском языке нет диалектов, и
язык казаха Оренбургских степей почти ничем не отличается от языка
казаха Синьцзяна или Монголии.
Туркменский язык, на котором говорят в
Туркменской ССР, делится на множество диалектов и говоров. До Октября
туркменский народ был раздроблен на племена, племена, в свою очередь,
делились на роды и у каждого было свое собственное наречие!
Замечательный туркменский поэт Махтумкули еще в XVIII веке заложил
основы литературного языка, пытаясь объединить племена туркмен воедино
на базе общего языка. Лишь спустя почти два столетия мечта Махтумкули
осуществилась: туркмены являются единой нацией с единым литературным
языком. Впрочем, это справедливо лишь по отношению к полутора миллионам
туркмен, живущих в СССР. Около миллиона туркмен, проживающих в Иране,
Афганистане и других Странах, по-прежнему сохранили членение на племена и
роды, по-прежнему изъясняются на различных наречиях.
Мы говорили о том, что хакасы, вероятно, являются
потомками древних кыргызов, одного из могущественных народов Центральной
Азии. Их не следует смешивать с киргизами, живущими на Тянь-Шане, в
Киргизской ССР, которые лишь в XV–XVI веках образовали единую
народность. Причем с середины XVIII века начался процесс дробления этого
единого киргизского языка на диалекты, обособление их друг от
друга. Киргизские роды кочевали по Азии от Аральского моря до нынешнего
Пакистана, от Китая до Узбекистана, в основном по нагорьям Тянь-Шаня и
Памира. И лишь после 1917 года начинается новое объединение киргизов.
Создается письменность, возникают литературные произведения. За годы
Советской власти из языка, а вернее, группы близких диалектов,
обслуживающих узкую сферу быта и примитивного хозяйства, киргизский язык
превратился в язык, на котором могут быть изложены любые достижения
современной научной мысли и на который могут быть переведены любые
произведения мировой литературы.
Каракалпакский язык — один из тюркских
языков, носители которого живут на территории двух континентов: Азии и
Европы. Большинство каракалпаков (наименование происходит от
характерного головного убора — черного колпака и переводится на русский
как «черные колпаки») населяют территорию Каракалпакской Автономной
Республики со столицей в городе Нукус, входящей в состав Узбекской ССР.
Живут каракалпаки и в Туркмении, Казахстане, Афганистане и даже в
Астраханской области.
Язык каракалпаков, так же как и очень близкий ему казахский, почти ничем не отличается от ногайского языка
жителей Северного Кавказа — ногайцев. Каракалпакский, казахский и
ногайский языки являются потомками половецких наречий. Когда половцы
вошли в состав Золотой Орды, от них отделилась так называемая «Большая
Ногайская орда». Последняя, в свою очередь, разделилась на несколько
частей. Племена, откочевавшие на восток, дали начало казахам и их языку,
племена, ушедшие на запад, положили начало ногайскому языку, а
каракалпаки заняли наиболее южные территории.
Ногайский язык — не единственный тюркский язык, на
котором говорит многоязычное население Кавказа. Одним из шести
литературных языков Дагестана является кумыкский. Название его происходит, вероятно, от слова кымаки, то есть кыпчаки (кыпчаки известны в русских летописях под названием половцы). На кумыкском языке изъясняются около 200 тысяч человек. Зато на другом тюркском языке Кавказа, азербайджанском, говорят более 7 миллионов
человек, в основном жители Азербайджанской ССР и Ирана. В
азербайджанском языке несколько десятков диалектов и говоров. Но наряду с
ними существует и литературный язык, имеющий многовековую историю.
Классики азербайджанской поэзии широко пользовались
арабской и персидской лексикой. Но впоследствии иноязычные термины были
заменены исконными азербайджанскими, то есть тюркскими.
Еще один тюркский язык Кавказа — карачаево-балкарский. Интересно,
что и карачаевцы и балкарцы называют себя аланами. Историкам же хорошо
известно это название — античные авторы сообщают о племенах аланов,
появившихся в степях Предкавказья около двух тысяч лет назад. Аланы
владели огромной территорией, от Аральского до Черного моря. Центр их
государства, просуществовавшего более тысячи лет и уничтоженного
Чингисханом, находился на территории нынешней Осетии и
Кабардино-Балкарии. Впрочем, это было скорей не государство, а союз
племен. В него входили потомки скифов (предки современных осетин),
народы Кавказа, говорившие на своих языках, и, наконец, как показывает
самоназвание балкарцев и карачаевцев, тюркоязычные племена. |