Индейские языки семьи на-дене, объединяющей языки тлинкит и хайда на Аляске и атапаскские языки, упомянутые выше, а также вакашские языки,
распространенные на острове Ванкувер и соседнем участке Тихоокеанского
побережья Канады, давно привлекали внимание лингвистов. А обычаи и
культура народов, говорящих на этих языках, не менее тщательно изучались
этнографами. Ведь именно среди этих жителей Нового Света, занимающих
крайний северо-западный угол Америки и север Тихоокеанского побережья
Америки, ученые пытаются отыскать древние связи с народами и языками
Старого Света. По мнению Свадеша, семья на-дене, вакашские и язык
племени кутене, живущего ныне в глубине Скалистых гор, в
верховьях реки Колумбия, связаны древним родством с языками сверхсемьи
макрохока, а та, в свою очередь, с остальными языками Америки (точнее, с
остальными четырьмя сверхсемьями Нового Света). Но еще ближе они стоят к
многочисленным языкам Старого Света. И поэтому их, по мнению Свадеша,
следует включить в иную сверхсемью, объединяющую языки Америки, Азии,
Европы, Австралии, Океании, которой можно условно дать название
«трансконтинентальной».
В эту сверхсемью Свадеш включил почти все борейскке
языки, за исключением индоевропейских и семитохамитских. Кроме того, в
нее вошли кавказские языки и палеоевразий-ские «островки» (баски, кеты,
буриши), языки нивхов и айнов, а также китайско-тибетская и австрическая
семьи. В языках последней Свадеш находит связи с австралийскими и
папуасскими, которые он объединяет в одну макро-австралийскую
сверхсемью. Через дравидийские и картвельские языки наводится и другой
мост, в Африку: они связываются с семитохамитскими, а те — с двумя
большими семьями зинджских языков. От них, в свою очередь, мост
перекинут к палеоафриканским языкам бушменов и готтентотов. Через язык
басков и уральские трансконтинентальная сверхсемья связывается с
индоевропейской.
Таким образом, может показаться, что Свадеш нашел
ключ к тайнам единого происхождения всех языков мира. Ключ этот, как это
выглядит на первый взгляд, лежит в методе «цепочек».
Увы, это не так. В действительности секрет «цепочек»
Мориса Свадеша довольно прост. Как найти, например, цепочку,
связывающую монгольские и тунгусо-маньчжурские языки с китайским? Очень
просто — через корейцев и японцев. Свадеш не интересовался детальным
исследованием этимологии (происхождения) отдельных слов, которые он
использовал для сравнения. Поэтому, рассуждая о родственных связях
корейского языка (или японского языка), он брал как исконные слова (в
корейском и японском — это слова алтайского, т. е. ностратического
происхождения), так и слова, проникшие из китайского. В своей статье
«Лингвистические связи Америки и Евразии» он берет, например, корейское
слово сим — «сердце» и японское синдзо — «сердце». Оба эти слова происходят из древнекитайского сим («сердце»).
Он считает, что в корейском, японском есть слова, общие с
тунгусо-маньчжурскими и монгольскими языками, а значит, корейский и
японский родственны монгольским и тунгусо-маньчжурским (это верно). А с
другой стороны, есть в корейском и японском слова, общие с китайским, а
следовательно, корейцы и японцы якобы родственны по языку китайцам (а
вот это-то и неверно). Дальше из неправильной посылки следует, по
законам логики, неправильный вывод. Если язык А родствен языку Б, а язык
Б родствен языку В, то языки А и В тоже родственны. Получается, будто
монгольский и тунгусо-маньчжурский родственны китайскому.
Можно предложить и другие, отличные от «цепочек
Свадеша», варианты объединения всех языков планеты в несколько
сверхсемей и даже в одну сверхсверхсемью. Но все они несерьезны, какими
бы увлекательными ни казались.
Когда мы углубляемся в праисторию, надо оперировать с
праязыками семей, а не просто с отдельными современными языками,
сравнивать древнейшие формы одного языка с подобными же корнями другого.
В этом отношении ностратическая гипотеза выигрывает по сравнению с
другими гипотезами «макрородства» языков. Поиски продолжаются.
Для всех лингвистов мира несомненно существование
индоевропейской, уральской, тюркской, монгольской, тунгусо-маньчжурской,
дравидийской, чукото-камчатской, картвельской, семитохамитской
(афразийской) семей. Ностратическая гипотеза приводит веские
доказательства в пользу того, что все эти семьи восходят к общему
источнику (существовавшему во времена конца палеолита и начала
среднекаменного века, мезолита, т. е. 11–13 тысяч лет назад).
«Ностратическими», согласно этой гипотезе, являются и юкагирский,
эламский, корейский, японский языки, которые не входят в состав
какой-либо семьи языков. Возможно, такими же языками являются
хурритский, урартский и эскимосо-алеутские языки, но их принадлежность к
ностратической макросемье стоит под большим знаком вопроса.
Не так давно Отто Садовский, лингвист из
Лос-Анджелеса, и молодой эстонский языковед Тийт Вийтсо сделали попытку
связать с борейской сверхсемьей языков так называемые калифорнийско-пенутианские языки
индейцев на Западе США. Попытка Мориса Свадеша перекинуть мост между
языками Старого и Нового Света опиралась, главным образом, на черты
сходства между языками семьи на-дене (тлинкит, хайда, атапасские) с
китайско-тибетскими и между вакашскими языками в Америке и с теми
языками Старого Света, которые называют ностратическими, или борейскими.
И, быть может, в будущем окажется, что океан борейских языков не только
залил пространства Евразии и Северной половины Африки, но и проник в
Новый Свет.
На огромном пространстве Евразии, ныне занятом
носителями ностратических языков, есть много изолированных языков,
древних и современных, родство между которыми не доказано, несмотря на
множество гипотез. Это язык басков в Пиренеях; вымершие «иберийские»
языки Испании и Португалии; аквитанский и Лигурийский на
Средиземноморском побережье Италии и Франции; пиктский в Шотландии;
минойский на Крите; хаттский в Малой Азии. На Кавказе мы находим живые
языки: абхазо-адыгские и нахско-дагестанские; в горах Гиндукуша — язык
бурушаски; в Двуречье — давным-давно исчезнувший язык шумеров; в
низовьях Енисея — кетский язык (последний остаток былых «енисейских»
языков, распространенных прежде на большой территории. Связаны ли между
собой все или некоторые из перечисленных языков, мы не знаем.
Возможно, особую сверхсемью — австрическую (подобную
ностратической) образуют австронезийские, тайские и австроазиатские
языки. Помимо них, на территории Восточной и Центральной Азии широко
распространена китайско-тибетская семья языков. В Австралии аборигены
говорят на языках одной большой семьи. Родство многочисленных языков
Новой Гвинеи между собой не доказано. Неизвестно, родственны ли они
«неавстронезийским» языкам Индонезии и Меланезии, а также исчезнувшему
тасманийскому и андаманским языкам. Языки тропической Африки
разделяются, согласно Гринбергу, на три сверхсемьи: нило-сахарскую,
конго-кордофанскую и палеоафриканскую.
Наконец, полной загадкой являются языки индейцев
Америки. Мы рассказывали о классификации, предложенной Морисом Свадешем.
Однако обнаружилось, что в ней есть немало неточностей и даже прямых
ошибок. Последние исследования американских ученых заставляют
пересмотреть схему Свадеша. Среди важнейших языковых семей и макросемей
(или сверхсемей), выделяемых в работах таких известных ученых, как Дж.
Гринберг, Лонгейкр, Кребер, можно назвать семью на-дене (атапасские и другие языки), семью алгонкино-ритванскую, хока-сиу, юто-ацтекскую, отомангскую, пенутианскую. Эти языки распространены в Северной и Центральной Америке. В Южной Америке выделяют андо-экваториальную сверхсемью (куда входят языки кечуа, гуарани, аймара и многие другие), же-панокарибскую, чибчанскую сверхсемью и ряд других. Однако и эта классификация не окончательная.
Совершенно неизвестно и по сей день, как и каким
образом соотносятся языки индейцев Америки с языками Старого Света. Хотя
попыток показать их родство много (ведь Новый Свет, вне всякого
сомнения, заселялся из Азии!), все они пока малоубедительны. Очень мало
фактов пока что и в пользу гипотез, предполагающих связь некоторых
языков Америки с ностратической, или борейской, сверхсемьей.
И совсем мало доказательств имеют гипотезы (а их
было выдвинуто немало!), пытающиеся восстановить некий праязык всего
человечества, заглянуть в те далекие времена, когда языки людей
только-только начинали складываться.
Наша сегодняшняя «археология» языка позволяет
проникать лишь очень недалеко в глубины праистории — на 10–13 тысяч лет.
Но ведь это очень короткий отрезок времени по сравнению с тем, сколько
существует род людской. И по мере того как мы углубляемся в праисторию,
гипотезы становятся все более и более спорными, бездоказательными. |