Математика, логика, физика и ряд других наук берут
начало в трудах философов античности. Но с изучением языков дело
обстояло иначе. Древние греки считали языки других народов варварскими.
Римляне также почти не уделяли внимания чужим языкам. Гораздо более
интересные и точные труды по лингвистике мы находим у древнеиндийских и
средневековых арабских ученых. Однако труды эти стали известны
европейцам сравнительно недавно. В эпоху Возрождения появляется интерес к
изучению языков, но языков мертвых — классической латыни,
древнегреческого, древнееврейского. Ученые Возрождения пробуют
проникнуть в тайну языка этрусков лишь потому, что этот народ оказал
влияние на римскую культуру. А так как «матерью языков» считался язык
библейского Ветхого завета, то и понять язык этрусков пробовали с
помощью древнееврейского.
Лишь в XVII–XVIII веках начинается серьезное
изучение языков мира. Составляются грамматики и словари, языки
сопоставляются друг с другом.
Римские легионеры в свое время принесли свой язык в
Дакию — потомком его стал румынский язык, в Галлию (французский,
провансальский), в Иберию (испанский, португальский) и т. д. А в самой
Италии из латыни формируется итальянский язык. Римская империя гибнет
под ударами варварских племен. Самые активные из них — племена
германцев. Англы и саксы достигают Британии, где формируется
древнеанглийский, на территории Европейского материка — немецкий,
нидерландский, на Скандинавском и Ютландском полуостровах — датский,
норвежский, шведский. Отважные викинги заселяют Фарерские острова и
далекую Исландию, и тут, с ходом лет, образуются особые — фарерский и
исландский — языки.
Славяне появляются на восточных окраинах Римской
империи, заселяют почти всю Восточную Европу и Балканский полуостров. На
такой огромной территории славянское языковое единство должно было
распасться на отдельные ветви. Южные славяне дают начало языкам болгар,
сербов, хорватов, македонцев, словенцев. Западные — чехов, словаков,
поляков, а восточные — сначала языку Киевской Руси, а затем его потомкам
— русскому, украинскому, белорусскому.
Но, быть может, все эти отдельные языки Европы
находятся в родстве между собой? Ведь у них много общего и в грамматике и
в словаре… Этой мыслью задаются все чаще и чаще ученые XVIII столетия, в
том числе Лейбниц и Ломоносов. Они предугадывают очертания огромной
семьи языков, родство, уходящее в глубь тысячелетий. Но доказать его не
могут. И совершенно неожиданно помощь приходит не из Европы, а из
далекой страны чудес — Индии.
Уже в XVI веке европейцы узнают о существовании
санскрита — священного письменного языка брахманской религии. Но
по-настоящему этот язык был открыт лишь в конце XVIII века англичанином
У. Джонсом, чиновником Ост-Индской компании, ставшим
ученым-востоковедом.
«О мудрости индийцев» — так называется сочинение
немца Ф. Шлегеля, вышедшее в свет в начале прошлого столетия. В нем
указывается, что санскрит удивительно похож на латынь, древнегреческий,
германские языки и персидский. Причем сходство это видно и в словаре, и в
грамматике.
Вскоре появляются работы Расмуса Раска, Якоба
Гримма, Франца Боппа, которые и заложили краеугольные камни
сравнительно-исторического изучения языков. И, как писал Бопп, в
исследовании «наших европейских языков действительно наступила новая
эпоха с открытием нового языкового мира, — и именно санскрита,
относительно которого удалось установить, что он по своему
грамматическому строению находится в самой тесной связи с греческим,
латинским, германским и т. д. языками».
Оказалось, что славянские языки, языки латышский и
литовский и языки кельтов также находятся в родстве с языками
германскими, романскими, греческим, армянским, албанским и санскритом, с
персидским, осетинским, курдским, таджикским, языком священной книги
огнепоклонников «Авесты», языком клинописных надписей древнеперсидских
царей, с языками древних государств Средней Азии, с многочисленными
наречиями, на которых говорят в горах Памира и Гималаях, и даже с
цыганским языком! |