| Индокитайский полуостров называют иногда музеем языков, музеем народов. В странах Индокитая говорят на сотнях различных языков. Лингвистам удалось сгруппировать их в три большие 
группы, отнести к трем семьям: австронезийской, австроазиатской и 
тайской (от названия народа таи, давшего наименование стране Таиланд). Народов, говорящих на австронезийских языках, в 
Индокитае не очень много — около десятка (сущий пустяк по сравнению со 
100 австронезийскими народами Индонезии, десятками народностей 
Филиппинских островов, также говорящих на австронезийских языках, и 
многими сотнями языков Полинезии, Микронезии и Меланезии). Гораздо 
больше здесь языков и народов австроазиатской семьи. По всей вероятности, именно австроазиаты были одними из древнейших обитателей полуострова Индокитай. Вьетнамский язык — самый распространенный из 
языков Юго-Восточной Азии. На нем говорят свыше 34 миллионов человек. С 
незапамятных времен обитали предки вьетнамцев в своей стране. Вместе с 
близким ему языком мыэнг (на нем говорят около 500 тысяч человек) вьетнамский образует особую группу в австроазиатской семье. Второе место по числу говорящих на австроазиатских языках занимает кхмерский язык,
 на нем говорят около 6 миллионов камбоджийцев, или кхмеров (основного 
населения Камбоджи). Более тысячи лет назад кхмеры создали 
могущественное государство, объединившее большую часть Индокитайского 
полуострова. Грандиозный архитектурный комплекс кхмерской столицы, 
города Ангкор-Тхом, сохранился до наших дней и является одним из 
шедевров мирового искусства. На языках, близких к языку кхмеров, говорят
 многие другие народности Индокитая, например так называемые «горные 
кхмеры». Горные кхмеры — название условное, оно дано для 
того, чтобы различать языки малых народностей, живущих в горах 
Индокитая, от родственного им кхмерского языка. В Камбодже их называют 
собирательным именем «пнонги», во Вьетнаме — «мои», в Лаосе — «тха». 
Отдельные народности горных кхмеров отличаются друг от друга. Особенно 
же эти различия проявляются в языке. Лингвисты насчитывают более десятка
 разных языков горных кхмеров. Распространены они на территории всех 
государств Индокитайского полуострова: в Лаосе и Камбодже, в Северном и 
Южном Вьетнаме, а также в Таиланде. Горные кхмеры и по сей день 
сохранили родовой строй и занимаются охотой, рыболовством, собирают 
дикорастущие растения. Кое-где они перешли к оседлости и переняли 
высокую культуру своих соседей: вьетнамцев, кхмеров, таиландцев, 
лаосцев. Языки, близкие кхмерскому, распространены не только 
по полуострову Индокитай. Древнейшим цивилизованным народом Бирмы были 
моны. Уже в первых веках нашей эры они создали самостоятельное 
государство, строили величественные храмы и города, совершали дальние 
морские плавания, имели свою письменность и литературу. Монский язык
 сохранился и до наших дней, на нем изъясняются около полумиллиона 
граждан Бирманского Союза. Кхмерский (или камбоджийский), монский и 
языки горных кхмеров образуют особую группу австроазиатских языков. 
Названа она мон-кхмерской, по двум главным языкам, входящим в ее состав. Отдельными изолированными островками в горных и 
малодоступных районах Бирмы, Вьетнама, Таиланда, Лаоса, Южного Китая 
разбросаны племена горных монов, остатки ранних поселенцев Индокитая и 
Бирмы. Языки их — палуан, ва и другие — образуют, наряду с вьетнамской и мон-кхмерской, еще одну ветвь австроазиатской семьи. Язык кхаси, народности,
 живущей в индийском штате Ассам, представляет собой еще одну ветвь этой
 семьи. Но даже Ассамом не ограничивается «западный предел» 
распространения австроазиатских языков. В Северо-Восточной и Центральной Индии, в горах и 
джунглях, и по сей день обитают племена, чье хозяйство и жизненный уклад
 близки людям каменного века. Говорят они на особых языках и наречиях 
(их насчитывается несколько десятков), объединяемых общим названием — 
языки мунда, или мунда-кола. Племена мунда пришли на 
Индостан очень давно, задолго до того, как на полуострове появились 
кочевники-арьи. Названия многих рек Индостана, в том числе и великого 
Ганга, восходят к словам мунда (Ганга означает «река, вода»). 
Многие ученые полагали, что племена мунда и есть древнейшие жители 
Индии. Но оказалось, что это не так. Группа мунда входит в состав 
австроазиатской семьи языков. Отделилась она от общего «ствола» очень 
давно, более шести или семи тысяч лет назад, так что по отношению к 
арьям, появившимся на территории Индостана лишь во II тысячелетии до н, 
э., племена мунда действительно выглядели старожилами. Австроазиатские языки есть и на крайнем юге 
Азиатского материка. В джунглях полуострова Малакка кочуют семанги. Их 
около 4000 человек. Это темнокожие люди очень маленького роста — 
«азиатские пигмеи», или негритосы (африканских пигмеев ученые называют 
негриллями). Вместе с другим маленьким темнокожим народом, сеноями, 
семанги являются древнейшими обитателями Малакки, а быть может, и всей 
Юго-Восточной Азии. Внешний облик и крайне примитивная культура семангов
 и сеноев резко отличаются от облика и культуры кхмеров, вьетнамцев и 
других народов Индокитая и Малакки, Но семангские и сенойские языки
 находятся в родстве с кхмерским и другими австроазиатскими наречиями. 
Скорее всего, семанги и сенои когда-то говорили на особых языках, но 
затем перешли на язык своих более развитых соседей-австроазиатов. Такая 
же судьба постигла и язык аэта, негритосского племени, живущего на 
Филиппинах, только аэта перешли на один из языков австронезийской семьи. Семанги, разделяющиеся на ряд различных групп, 
населяют горы и джунгли на севере континентальной Малайзии. Сенои 
обитают в центральной части полуострова Малакка и также разделяются на 
несколько групп. Наиболее отсталые племена сеноев и семангов и поныне 
ведут образ жизни людей каменного века, первобытных охотников и 
собирателей дикорастущих растений. Австроазиатская речь звучит и на Никобарских островах, находящихся в Индийском океане. Никобарский язык
 образует особую ветвь в австроазиатской семье, наряду с вьетнамской, 
мон-кхмерской, кхаси, горных кхмеров, мунда-кола, семанго-сенойской 
ветвями. |