Индокитайский полуостров называют иногда музеем языков, музеем народов. В странах Индокитая говорят на сотнях различных языков.
Лингвистам удалось сгруппировать их в три большие
группы, отнести к трем семьям: австронезийской, австроазиатской и
тайской (от названия народа таи, давшего наименование стране Таиланд).
Народов, говорящих на австронезийских языках, в
Индокитае не очень много — около десятка (сущий пустяк по сравнению со
100 австронезийскими народами Индонезии, десятками народностей
Филиппинских островов, также говорящих на австронезийских языках, и
многими сотнями языков Полинезии, Микронезии и Меланезии). Гораздо
больше здесь языков и народов австроазиатской семьи.
По всей вероятности, именно австроазиаты были одними из древнейших обитателей полуострова Индокитай.
Вьетнамский язык — самый распространенный из
языков Юго-Восточной Азии. На нем говорят свыше 34 миллионов человек. С
незапамятных времен обитали предки вьетнамцев в своей стране. Вместе с
близким ему языком мыэнг (на нем говорят около 500 тысяч человек) вьетнамский образует особую группу в австроазиатской семье.
Второе место по числу говорящих на австроазиатских языках занимает кхмерский язык,
на нем говорят около 6 миллионов камбоджийцев, или кхмеров (основного
населения Камбоджи). Более тысячи лет назад кхмеры создали
могущественное государство, объединившее большую часть Индокитайского
полуострова. Грандиозный архитектурный комплекс кхмерской столицы,
города Ангкор-Тхом, сохранился до наших дней и является одним из
шедевров мирового искусства. На языках, близких к языку кхмеров, говорят
многие другие народности Индокитая, например так называемые «горные
кхмеры».
Горные кхмеры — название условное, оно дано для
того, чтобы различать языки малых народностей, живущих в горах
Индокитая, от родственного им кхмерского языка. В Камбодже их называют
собирательным именем «пнонги», во Вьетнаме — «мои», в Лаосе — «тха».
Отдельные народности горных кхмеров отличаются друг от друга. Особенно
же эти различия проявляются в языке. Лингвисты насчитывают более десятка
разных языков горных кхмеров. Распространены они на территории всех
государств Индокитайского полуострова: в Лаосе и Камбодже, в Северном и
Южном Вьетнаме, а также в Таиланде. Горные кхмеры и по сей день
сохранили родовой строй и занимаются охотой, рыболовством, собирают
дикорастущие растения. Кое-где они перешли к оседлости и переняли
высокую культуру своих соседей: вьетнамцев, кхмеров, таиландцев,
лаосцев.
Языки, близкие кхмерскому, распространены не только
по полуострову Индокитай. Древнейшим цивилизованным народом Бирмы были
моны. Уже в первых веках нашей эры они создали самостоятельное
государство, строили величественные храмы и города, совершали дальние
морские плавания, имели свою письменность и литературу. Монский язык
сохранился и до наших дней, на нем изъясняются около полумиллиона
граждан Бирманского Союза. Кхмерский (или камбоджийский), монский и
языки горных кхмеров образуют особую группу австроазиатских языков.
Названа она мон-кхмерской, по двум главным языкам, входящим в ее состав.
Отдельными изолированными островками в горных и
малодоступных районах Бирмы, Вьетнама, Таиланда, Лаоса, Южного Китая
разбросаны племена горных монов, остатки ранних поселенцев Индокитая и
Бирмы. Языки их — палуан, ва и другие — образуют, наряду с вьетнамской и мон-кхмерской, еще одну ветвь австроазиатской семьи. Язык кхаси, народности,
живущей в индийском штате Ассам, представляет собой еще одну ветвь этой
семьи. Но даже Ассамом не ограничивается «западный предел»
распространения австроазиатских языков.
В Северо-Восточной и Центральной Индии, в горах и
джунглях, и по сей день обитают племена, чье хозяйство и жизненный уклад
близки людям каменного века. Говорят они на особых языках и наречиях
(их насчитывается несколько десятков), объединяемых общим названием —
языки мунда, или мунда-кола. Племена мунда пришли на
Индостан очень давно, задолго до того, как на полуострове появились
кочевники-арьи. Названия многих рек Индостана, в том числе и великого
Ганга, восходят к словам мунда (Ганга означает «река, вода»).
Многие ученые полагали, что племена мунда и есть древнейшие жители
Индии. Но оказалось, что это не так. Группа мунда входит в состав
австроазиатской семьи языков. Отделилась она от общего «ствола» очень
давно, более шести или семи тысяч лет назад, так что по отношению к
арьям, появившимся на территории Индостана лишь во II тысячелетии до н,
э., племена мунда действительно выглядели старожилами.
Австроазиатские языки есть и на крайнем юге
Азиатского материка. В джунглях полуострова Малакка кочуют семанги. Их
около 4000 человек. Это темнокожие люди очень маленького роста —
«азиатские пигмеи», или негритосы (африканских пигмеев ученые называют
негриллями). Вместе с другим маленьким темнокожим народом, сеноями,
семанги являются древнейшими обитателями Малакки, а быть может, и всей
Юго-Восточной Азии. Внешний облик и крайне примитивная культура семангов
и сеноев резко отличаются от облика и культуры кхмеров, вьетнамцев и
других народов Индокитая и Малакки, Но семангские и сенойские языки
находятся в родстве с кхмерским и другими австроазиатскими наречиями.
Скорее всего, семанги и сенои когда-то говорили на особых языках, но
затем перешли на язык своих более развитых соседей-австроазиатов. Такая
же судьба постигла и язык аэта, негритосского племени, живущего на
Филиппинах, только аэта перешли на один из языков австронезийской семьи.
Семанги, разделяющиеся на ряд различных групп,
населяют горы и джунгли на севере континентальной Малайзии. Сенои
обитают в центральной части полуострова Малакка и также разделяются на
несколько групп. Наиболее отсталые племена сеноев и семангов и поныне
ведут образ жизни людей каменного века, первобытных охотников и
собирателей дикорастущих растений.
Австроазиатская речь звучит и на Никобарских островах, находящихся в Индийском океане. Никобарский язык
образует особую ветвь в австроазиатской семье, наряду с вьетнамской,
мон-кхмерской, кхаси, горных кхмеров, мунда-кола, семанго-сенойской
ветвями. |