Эскимосская проблема интересна и важна не только
потому, что с нею связан вопрос о происхождении народа, заселившего
самую северную часть нашей Ойкумены, самого северного из гиперборейцев.
Эскимосы населяют два континента — Азию и Америку. И, решив эскимосскую
проблему, мы, возможно, приблизим решение еще более важной проблемы —
заселения Нового Света. О том, когда и откуда пришли люди в Америку,
ученые начали спорить чуть ли не сразу после путешествий Колумба, когда
стало ясно, что он открыл не путь в Индию, а совершенно особый мир, по
праву названный Новым Светом. В наши дни считается доказанным, что
предки американских индейцев пришли из Азии.
Эскимосы, чья культура и язык сформировались в
Берингоморье, — это последняя волна переселенцев с Азиатского материка в
Новый Свет. До нее Америку должны были достичь другие волны народов.
Ведь разделение предков эскимосов и алеутов, формирование эскимосской
культуры началось 3–4 тысячи лет назад. А первые люди попали в Америку
10, 15, а то и все 30 тысяч лет назад. Откуда же они пришли, из какого
района Азии? Здравый смысл подсказывает: вероятно, из мест, которые
ближе всего находятся к Новому Свету.
Один из лучших знатоков народов крайнего
Северо-Востока Азии В. И. Иохельсон еще в начале XX века отметил черты
сходства в языках, обычаях, культуре индейцев Северо-Западной Америки
(тлинкитов, атапасков и других) и ительменов, коряков, чукчей. Он
предположил, что некогда индейцы и палеоазиаты составляли единое целое. А
потом их разделил «эскимосский клин». Иохельсон, следуя взглядам
американских ученых, считал, что «клин» двигался с севера, ибо родина
эскимосов якобы находилась в Америке, в районе Гудзонова залива.
Руденко, как вы помните, говорил о том, что «эскимосский клин» двигался с
юга, из Юго-Восточной Азии.
Сейчас большинство ученых полагает, что древние
предки эскимосов и родственных им алеутов, так называемые эскалеуты
(эскимосо-алеуты), около 3–4 тысяч лет назад жили в Берингоморье. Стало
быть, «эскимосский клин» сформировался здесь. Но вполне вероятно, что до
того, как в Берингоморье появились эскалеуты, в течение долгого времени
через этот район осуществлялись контакты между народами Америки и
Северо-Восточной Азии. Или, быть может, народы эти были не просто
друзьями и соседями, но и родственниками?
Не так давно, работая на Камчатке, археолог Н. Н.
Диков открыл могильник. Возраст его 12, а то и все 16 тысячелетий, а
предметы, найденные в могильнике, очень близки индейским. Не отсюда ли
происходило заселение Нового Света? И нельзя ли отыскать следы родства
между языками палеоазиатов и языками индейцев Америки?
Анализ «звуковых цепей», последовательности гласных и
согласных звуков в слове в ительменском и в языках индейцев, населяющих
крайний Северо-Запад Америки (то есть ближайших соседей), показывает,
что структуры их очень сходны. Однако такое сходство еще не говорит о
родстве языков. А убедительного сходства по остальным — и основным! —
языковым параметрам, говорящим о действительном родстве, пока что не
обнаружено. Ни в ительменском, ни в родственных ему чукото-камчатских,
ни в юкагирском такого сходства с языками Северо-Запада Америки не
найдено.
Впрочем, это неудивительно: ведь и чукчи, и юкагиры,
и ительмены пришли откуда-то с запада на свою нынешнюю родину. А прежде
здесь жили какие-то другие народы, поглощенные современными
палеоазиатами. Корни, местоимения, грамматические формы
чукото-камчатских, ительменского, юкагирского языков обнаруживают
сходство с языками, расположенными к западу, а не к востоку, не с
индейскими, а с языками Сибири и Центральной Азии. Да и антропологически
палеоазиаты близки не к индейцам, а скорее к монголам и
тунгусо-маньчжурам. Но, быть может, следы самых древних жителей
Северо-Восточной Азии (уж не просто палеоазиатов, а палеопалеоазиатов!)
можно обнаружить в этнографии, культуре, фольклоре нынешних жителей этих
мест? И не только среди чукото-камчатских народностей и юкагиров, но и
среди живущих на Дальнем Востоке нивхов, говорящих на особом — нивхском —
языке, который также относят к палеоазиатским (ибо установить родство
нивхского с каким-либо другим языком мира никому еще пока не удалось).
Нивхов справедливо считают одним из самых древних
народов Дальнего Востока. В наши дни свыше четырех тысяч нивхов живут в
низовьях реки Амур и на Сахалине. В прошлом территория расселения их
была больше: на севере она граничила с землями коряков, а на юге,
возможно, достигала границ Корейского полуострова. «Возможно, что именно
на территории нивхов происходил стык культур народов Севера и Юга,
связь древних культур Монголии с Аляской, — пишет советский этнограф
Чунер Таксами, нивх по национальности. — Не исключено, что проникновение
человека на Американский континент с материка Азии в какой-то степени
коснулось и нивхской земли».
Этнограф Л. Я. Штернберг, один из крупнейших
знатоков народов Дальнего Востока, писал, что его исследования языка
нивхов позволяют думать, что гипотеза «об общности происхождения
народностей Тихоокеанского побережья Азии с племенами Северной Америки…
может найти в конце концов полное подтверждение» и указывал «на
сближения в частностях, которые чрезвычайно характерны», существующие
между нивхским и языками индейцев Америки.
Действительно, ряд черт в культуре, ведении
хозяйства, языке сближает нивхов с индейцами Америки. Но другие черты,
например орнамент, формальные приемы искусства, уводят не на
северо-восток, а, наоборот, на юг и юго-запад, не в Новый Свет, а в
Азию. Один из виднейших исследователей языков Сибири Е. А. Крейнович
считает, что некогда нивхи жили в тесном соприкосновении с корейским
народом, с одной стороны, и с древними маньчжурами — с другой.
Родство корейского и нивхского языков не доказано…
Впрочем, как и родство нивхского и любого другого палеоазиатского языка с
языками индейцев Америки. Так же, как и родство корейского с каким-либо
языком мира. |