Библейская легенда происхождения народов Земли
рассказывает, что весь род человеческий ведет начало от трех сыновей
праведного Ноя — Хама, Сима и Яфета. К потомкам Сима древние евреи,
творцы Библий, относили самих себя и народы, находившиеся в дружбе или
союзе с ними. К потомкам Хама — народы враждебные. А к потомкам Яфета —
нейтральные.
В список потомков Симовых попали многие народы,
говорившие на языках, родственных древнееврейскому. В XVIII веке был
введен термин «семитские языки», обозначавший группу близких друг к
другу наречий, К семитским языкам относятся не только древнееврейский и
близкие к нему, ныне исчезнувшие, древние языки нынешних Сирии, Ливана и
Палестины, но и арабский, эфиопский, аккадский и другие.
Родина эфиопского и некоторых других семитских
языков Эфиопии — Аравия. В Африку они попали позже. Но когда были
прочтены иероглифы Египта, открыты и изучены многие народы Северного
побережья Африки, Сахары, Судана, Сомалийского полуострова, несемитские
народы Эфиопии, оказалось, что языки этих обитателей Африки — и
обитателей очень и очень древних — также находятся в родстве с
семитскими языками, образуя большую семью языков. Африканские языки,
родственные семитским, стали называть хамитскими. А всю семью — семитохамитской. Вы помните, что в предыдущей главе эта семья называлась по-другому — афразийская, т. е.
распространенная в Азии и в Африке. Почему же лингвистов не устраивает
традиционное наименование — семитохамитская? Дело в том, что никаких
особых «хамитских» языков в действительности не существует!
В афразийской семье есть семитская ветвь, а кроме
нее, еще четыре самостоятельных и равноправных ветви, языки которых
распространены в Африке: египетская, берберская, кушитская и чадская.
Четыре — а не одна хамитская! А ведь мифических «хамитов» многие
западные исследователи отыскивали не только в Северной и Центральной, но
даже и в Южной Африке!
«Модель» таких поисков была в принципе несложна.
Многие африканские народы по антропологическому типу — смешанные; в них
есть черты двух рас — негроидной и европеоидной (например, таковы
фульбе, обитающие в саваннах Западной Африки). Историки прошлого мало
верили в способность африканских народов к самостоятельному, без
вмешательства извне, созданию высоких цивилизаций и могучих государств.
Поэтому там, где на территории Африки обнаруживались следы древних
культур — например, на берегу Гвинейского залива, в долине Нила, на
африканском побережье Средиземного моря, в Южной Африке (циклопические
постройки Зимбабве), — историки и лингвисты старались непременно
отыскать деятельность светлокожих «хамитов». А так как классификация
зинджских наречий сложна и запутанна, то в число хамитских зачислялись
самые разные языки, если их носители имели черты европеоидной расы, либо
были связаны с древними культурами Африки.
Но, как вы знаете, отождествлять язык, культуру и
расу нельзя. Арийский миф потерпел крах — а вслед за ним и хамитский
миф. В самом деле: упоминавшиеся нами фульбе, судя по их относительно
светлой коже, форме носа и другим признакам, сохраняют в себе следы
смешения с европеоидной расой. Но язык их — типично зинджский. А соседи
фульбе, хауса, — темнокожие негроиды, но говорят они на языке,
родственном семитским и другим афразийским. Очевидно, в глубокой
древности на территории Африки происходили сложные процессы, в
результате которых произошел обмен: светлокожие фульбе стали говорить на
зинджском языке, а темнокожие хауса — на афразийском. |