В 1888 году молодой лингвист Н. Я. Марр опубликовал в
тифлисской газете «Иверия», выходившей на грузинском языке, заметку
«Природа и особенности грузинского языка», в которой вкратце излагал
мысль о том, что картвельские языки «по плоти и духу» находятся в
родстве с семитскими языками. Вслед за этой «первой заявкой» последовала
серия работ Марра, в которых доказывалось существование третьей ветви в
семье семитохамитских языков. Первая ветвь — языки семитические, вторая
— хамитические: ведь миф о «хамитах» тогда еще не был разрушен. Третью
ветвь Марр предложил называть яфетической (от имени сына Ноя — Иафета,
или Яфета). А древнейший праязык, от которого отделились эти ветви, —
ноэтическим (от имени Ноя).
Сначала «яфетическая ветвь», согласно Марру,
состояла лишь из картвельских языков — грузинского, занского, сванского.
Затем он включил в ее состав и остальные кавказские языки. В работе
«Кавказоведение и абхазский язык», опубликованной в 1916 году, Марр
писал, что почти до 1910 года полагал, будто «семитические языки с
яфетическими и хамитическими составляют лишь три ветви одной общей семьи
языков». Но так как число яфетических языков очень велико, их следует
выделить в самостоятельную семью — яфетическую.
Марр объявил «яфетидов» создателями древнейших
цивилизаций Ближнего Востока. Позднее их якобы оттеснили в горы Кавказа
пришлые племена, причем часть «яфетидов» ушла далеко на запад и дала
начало цивилизации этрусков, которая легла в основу римской, а
следовательно, и западноевропейской цивилизации. Таинственный язык
этрусков, о котором в течение столетий вели споры ученые, был без
серьезных доказательств зачислен в яфетическую семью. В нее же были
включены и исчезнувшие наречия Ближнего Востока, ибо в «надписях на
глиняных плитах и на скалах сохранились до наших дней языки вытесненных
оттуда яфетических народов; и посейчас с напряжением, при международном
научном соревновании, происходит работа над разбором всех этих языков,
успехи в понимании которых зависят от успехов в правильном историческом
освещении живых яфетических языков, покрывающих поныне Кавказ», — писал
Н. Я. Марр.
Шумерский и другие мертвые языки Ближнего Востока
Марр считал родственными кавказским и, следовательно, входящими в состав
яфетической семьи. На Западе у языков Кавказа, кроме этрусского,
нашлись и еще «родственники»: дошедшие до нас в виде отдельных
фрагментов и слов мертвые языки Средиземноморья, а также живой язык
басков в Пиренеях. Пиренейские горы Марр стал считать «европейским
Кавказом», так как там сохранился живой яфетический язык басков. Был
обнаружен и «азиатский Кавказ», хребет Гиндукуш в Центральной Азии, где
маленьким «островком» среди тибетских и индоевропейских наречий
находится язык бурушаски, по мнению Марра, также остаток яфетических
языков.
От Атлантики до Гималаев — размах поистине
гигантский. Но и этого оказалось мало. Марр увеличил число яфетических
языков за счет так называемых гибридных наречий. Например, он считал,
что армянский язык является гибридом индоевропейских и яфетических,
чувашский — тюркских и яфетических языков и т. д. Яфетическими были
объявлены палеоазиатские языки и языки индейцев Америки.
Наконец, в 1924 году Марр приходит к мысли, что,
собственно говоря, все языки мира были когда-то… яфетическими! И
понимать этот термин надо не как указание на родство, а просто как
особую, древнейшую стадию развития. Ее обязательно должен был проходить
любой язык мира. И вообще нет никаких семей, ветвей и т. д. — есть лишь
определенные стадии развития языка, соответствующие стадиям развития
человеческого мышления и общества!
Так родилось пресловутое «новое учение о языке»,
которое зачеркивало все достижения сравнительно-исторического
языкознания, а изучение древних связей языков подменяло особым методом
«анализа по элементам». Элементов этих — во всех языках мира! — Марр
нашел всего четыре (сал, бер, ион, рош). И вот на эти-то четыре
элемента Марр «четвертовал» все языки планеты, живые и мертвые, находя в
любом слове скрещение «первичных элементов». Например, древнерусское
слово Перун объявлялось сочетанием элементов бер и ион и т. п. Последователи Марра всякие сравнительно-исторические исследования языков объявляли антинаучными и даже расистскими!
Однако «новое учение о языке» было подвергнуто
серьезной критике — как философской, так и лингвистической. Было
показано, что прямой связи между стадиями в развитии общества и
устройством языка, его фонетикой, грамматическим строем и т. д. нет и не
может быть. Нельзя ставить знак равенства между развитием общества и
структурой языка, как нельзя ставить знак равенства в цепочке «раса —
язык — культура». В наши дни марровское учение о языке сдано в архив,
оно стало достоянием истории языкознания. Но вопросы, которые
затрагивало «яфетическое языкознание», проблемы древнего родства языков
Кавказа с живыми и мертвыми языками Ближнего Востока и Средиземноморья
остались.
Впрочем, над проблемой этой задумывались задолго до
Марра и даже до возникновения лингвистики как науки. Например, уже
античные ученые спорили о том, родственны ли народы, живущие на Кавказе и
в Испании. |