Китайцы с их удивительными обычаями, иероглифическим
письмом и музыкой, основанной на пяти тонах (без полутонов), казались
европейцам народом, ни на какой другой не похожим. Таким же чудом
казался и китайский язык. В самом деле, в нем нет привычных нам частей
речи, слова состоят из одного слога и различаются по смыслу не только
звуками, но и музыкальными тонами. При этом грамматические отношения
между словами выражаются не изменением формы слов с помощью склонений и
спряжений, а порядком слов в предложении.
Позднее выяснилось, что и музыкальные тона, и
односложность, и неизменность слов существуют и в других языках мира:
часть из них распространена на гвинейском побережье Западной Африки, а
часть — в Юго-Восточной Азии. Ясно, что совпадение строя китайского и
гвинейских языков случайно, оно не говорит о родстве китайцев и
африканцев. Сходство же китайского с языками Юго-Восточной Азии,
например вьетнамским, тайским, языками группы мяо-яо, было принято
объяснять общностью происхождения этих народов. Но так ли это? Ведь
народы Юго-Восточной Азии и «некитайские» народы Китая очень долго жили
рядом с китайцами, они влияли на китайскую культуру и, в свою очередь,
многое воспринимали от нее. Может быть, сходство языков — тоже результат
длительного контакта? Ответить на этот вопрос можно, лишь сопоставив
корни основных слов языка, которые не заимствуются.
Лингвисты произвели такое сопоставление. И
оказалось, что ни вьетнамский, ни тайский, ни языки мяо-яо не находятся в
древнем родстве с китайским языком. Родственники последнего —
тибетские, бирманские, гималайские языки, а не австрические наречия
Юго-Восточной Азии. Сравните сами звучания слова «глаз» или
числительного 5 в различных языках. По-древнекитайски «пять» звучит как нга, по-тибетски — л-нга, по-бирмански — нга, по-тангутски — нгу, В то время как в языке ли (остров Хайнань) его звучание — ма, в индонезийском — лима, во вьетнамском — нам. Звучания слова «глаз»: в древнекитайском — мьюк, в тибетском — мьюг, в бирманском мьяк, в тангутском — мьяй. А в индонезийском оно звучит мата, во вьетнамском — мат, в тайском языке Таиланда — та.
Ученым удалось не только установить общность
происхождения китайского, тибето-бирманских и гималайских языков, но и
вывести законы звуковых соответствий. Например, китайскому начальному д соответствует бирманское л.
Таким образом, родственники китайского языка
находятся не на юге, в Юго-Восточной Азии, а на западе, в Гималаях и
Тибете. Только в начале новой эры китайский язык стал распространяться в
Южном Китае. Раньше здесь жили народы, говорившие на австрических
языках. Следами их являются наречия народов мяо, яо, ли и других малых
народностей КНР.
Примерно в первых веках новой эры китайский язык распространяется и на север, до Великой китайской стены, а затем еще севернее.
Бассейн реки Хуанхэ — исторический центр
формирования китайской народности. Отсюда распространилась она на север,
юг и запад, поглотив народы, жившие там ранее. Процесс китаизации
(причем нередко насильственный) продолжается и поныне, о чем
неоднократно сообщала советская и зарубежная печать. Расселившись на
огромной территории, единый китайский язык распался на множество
диалектов. Притом различия между ними велики — не меньше, чем между
русским и словенским языками, И поэтому многие лингвисты называют их не
диалектами, а языками.
На территории нашей страны распространен дунганский язык,
очень близкий китайскому. Но в нем много заимствовании из арабского
языка, ибо предками дунган были китайцы, принявшие ислам. В речи дунган
Средней Азии (их около 40 тысяч) появляются слова из языков их соседей,
казахов и киргизов, а также из русского языка.
В различных провинциях КНР говорят по-разному, но
пишут одинаково. Иероглифическая письменность, где знак соответствует
слову, позволяет делать это (например, иероглиф «учиться» читается в
Пекине как сья, в Кантоне — хок). Благодаря иероглифам
китайцы могут понимать тексты, написанные на древнекитайском языке, хотя
он отличается больше, чем русский от древнерусского (слово «солнце» в
современном чтении звучит как жи; 25 веков назад оно читалось ньет, но пишется одним и тем же иероглифом).
В средние века иероглифическая письменность была
заимствована из Китая корейцами и японцами. Поэтому знающий «китайскую
грамоту» может порою понять тексты на японском и корейском языках, если
они написаны иероглификой (не зная ни слова по-корейски и по-японски!).
Это преимущества иероглифики. О недостатках же ее, о трудности изучения
письма, число знаков которого исчисляется тысячами (в полных словарях
содержится более 50 000 различных китайских иероглифов!), написано
немало. Недаром выражение «китайская грамота» стало синонимом трудности и
непонятности.
Итак, в глубочайшей древности австрические языки
(австронезийские, австроазиатские, тайские) занимали огромную территорию
— от Центральной Индии до Японии, включая Индокитай, Индонезию, Южный
Китай, Филиппины, а возможно, и Японский архипелаг. Этот район в научной
литературе часто именуют Индосинезией, так как здесь сложилась
культурная общность народов, которые, по всей видимости, объединяются и
общим австрическим языком. Данные археологии и лингвистики
подтверждаются и фактами антропологии. Все народы Юго-Восточной Азии
относятся к одной малой расе — южномонголоидной, которая отличается от
другой ветви монголоидной расы — тихоокеанской (восточномонголоидной). К
южным монголоидам относятся жители Южного Китая, а китайцы, заселяющие
остальные части КНР, — это представители другой, восточномонголоидной
ветви. Объясняется это тем, что предки южных китайцев в родстве с
народами Юго-Восточной Азии, и говорили они когда-то на австрических
языках.
Только после того, как власть китайских императоров
распространилась к югу от Янцзы, в этой области Индосинезии начали
распространяться китайский язык и культура. Часть древних языков
сохранилась здесь, особенно в горных районах, а остальное население
стало говорить по-китайски, причем наречия Южного Китая отличаются от
остальных китайских диалектов. Когда южный китаец разговаривает с
северным, им нужен переводчик!
Южные монголоиды Индосинезии говорили на
австрических, то есть южных, наречиях. Разделение их началось очень
давно. С. Е. Яхонтов предполагает, что оно было около восьми или десяти
тысяч лет назад. Но следы пребывания человека в Индосинезии уходят в
гораздо большую древность. Например, на острове Калимантане (Борнео)
найден череп, которому около 40 тысяч лет. Антропологи считают, что
древнейшие обитатели Индосинезии относятся к темнокожей или
экваториальной расе. И только в Южном Китае можно найти следы пребывания
южных монголоидов — они двинулись к югу, в Индокитай и дальше, на
острова Индонезийского архипелага, в «среднекаменном» веке, мезолите,
переходном этапе от палеолита к неолиту. Но если австрические языки мы
можем связать с южными монголоидами, то, быть может, изучив
многообразные языки Австралии, Новой Гвинеи и других островов Тихого
океана (а также языки Андаманских островов Индийского океана), мы
установим их родство между собой? Ведь отсюда, из Индосинезии, двинулись
темнокожие люди, древнейшие колумбы Тихого океана, на юг и восток.
Обратимся к языкам, на которых говорят аборигены
Австралии и Океании, а также темнокожие народности, встречающиеся в
«музее» народов Индосинезии. |