До 1917 года эвенки были известны как «тунгусы».
Отсюда и пошли названия великих сибирских рек — притоков Енисея: Нижняя
Тунгуска, Подкаменная Тунгуска и Верхняя Тунгуска (Ангара).
Фритьоф Нансен, великий исследователь Севера,
впервые столкнувшись с эвенками, был поражен их смелостью, отвагой,
выносливостью, поразительным знанием окружающей природы. Он сравнил их с
индейцами Северной Америки и пожалел, что не нашлось сибирского
Фенимора Купера, который бы смог прославить эвенков так же, как Купер
прославил ирокезов или делаваров. Не только Нансен, но и многие другие
путешественники и ученые, сталкивавшиеся с эвенками, давали им самые
лестные характеристики. «Мужеством и человечеством и смыслом тунгусы
всех кочующих и в юртах живущих превосходят», — писал русский мореход
XVIII века лейтенант Харитон Лаптев. «Они обладают известной выправкой,
исполнены приличия, ловки, предприимчивы до отваги, живы, откровенны,
самолюбивы, охотники наряжаться, а вместе с тем закалены физически», —
писал известный путешественник XIX века академик А. Ф. Миддендорф. А у
знаменитого исследователя народов и языков Севера В. И. Иохельсона мы
читаем: «Преданные и услужливые до раболепства, тунгусы умеют сохранять
собственное достоинство и быть гордыми без чванства. Они презирают ложь и
могут служить образцом честности». Другие очевидцы сообщают о том, что
эвенк может обходиться, даже во время жестоких морозов, несколько дней
без пищи, сохраняя при этом энергию и бодрость, он «сохраняет веселость в
нищете и не унывает ни перед какими бедами и невзгодами» с открытым,
добродушным и беспечным лицом.
Таковы личные качества эвенков. И этот народ
совершил великий подвиг, открыв и освоив колоссальные просторы сибирской
тундры и тайги от берегов Тихого океана до Енисея, а быть может, и
вплоть до Уральского хребта (если правильна гипотеза о том, что название
«Урал» происходит из языка эвенков). Вооруженные луком, на оленях или
просто пешком, эвенки проникли в самые глухие уголки Сибири в поисках
новых мест, богатых дичью и пушниной. «Раз тронувшись в путь, тунгусы
обыкновенно не скоро останавливались, и часто движение, начатое в
известном направлении отдельными лицами или семьями, продолжается целые
годы и десятки лет, охватывая все большую и большую часть тунгусов
известной местности», — свидетельствует русский этнограф С. Патканов.
Но не только богатство новых мест влекло эвенков в
странствия. «Кочевки — это поэзия тунгусов» — эти слова очень точно
определяют тот стимул, который заставлял эвенков сниматься с обжитых
мест и уходить в неизведанный мир тайги.
Откуда же двинулись эвенки в свой великий путь
освоения таежного океана? И когда они его начали? Академик Миллер,
первый историк Сибири, считал «тунгусов первыми обитателями тех стран,
которые они занимают поныне». Другие ученые полагали, что родина эвенков
в Китае, Монголии, Приамурье.
Интересную гипотезу о происхождении эвенков
выдвинула советская исследовательница Глафира Макарьевна Василевич,
около четырех десятков лет жизни посвятившая изучению эвенков. По ее
мнению, около пяти тысяч лет назад в районах горной тайги, в
окрестностях Байкала, появились охотничьи племена, облик которых был
близок облику эвенков. Это и были их далекие прапрапредки. В первых
веках новой эры в Прибайкалье появляются куруканы — народ, который Г. М.
Василевич считает тюрко-язычным. «Вполне возможно, — пишет она в
монографии "Эвенки”, — что выход тюркоязычных групп к Байкалу дал первый
толчок к расселению тунгусоязычных охотников по тайге на запад и восток
от Байкала и на север по Лене».
Второй толчок дало переселение монголов. В начале
XIII века монголы объединились и создали государство, превратившееся
затем в гигантскую империю Чингисхана. В Прибайкалье появились предки
бурят, а предки современных якутов двинулись вниз по Лене, на север, в
Якутию, которая уже была заселена эвенками. «У живущих на реке Лене
тунгусов есть предание, унаследованное от своих предков, что когда якуты
прибыли в те места, предки их оказали сильное сопротивление непрошеным
гостям и не хотели их пустить, но были побеждены», — пишет академик
Миллер в «Истории Сибири». Эвенкам пришлось отойти дальше на север, по
Лене, на восток, вплоть до Тихого океана, и на запад, за Енисей.
Наконец, третий толчок «тунгусской одиссее» был дан
появлением русских в Сибири. Долины Енисея, Лены, Ангары стали
осваиваться крестьянами и перестали быть охотничьими угодьями. Эвенки
отошли от больших рек и двинулись в глубь тайги, в малодоступные места,
где дичь была непугана. А так как и в ряде этих мест со второй половины
прошлого века стали открываться золотые прииски, то эвенки ушли уже в
совсем недоступные и дикие места, пройдя практически весь «океан»
великой сибирской тайги. |