Венгры, живущие на Дунае, и обитатели сибирской
тайги и тундры ханты и манси говорят на языках одного корня, который
лингвисты называют общеугорским (праугорским) языком.
В первом тысячелетии до новой эры общие предки
венгров, хзнтов и манси, жившие в Предуралье, разделились на две ветви.
Венгры двинулись на юго-запад и оказались на берегах Дуная. Ханты и
манси пошли сначала на север: еще в X–XI веках они живут в Европе, в
северо-восточной ее части (русские летописи говорят о «югре», то есть
древних хантах и манси). Оттуда, перевалив через Уральский хребет, они
вышли на просторы Западной Сибири, к реке Оби и ее притокам. Ханты и
манси, именовавшиеся в царской России остяками и вогулами, были обречены
на вымирание. При Советской власти в 1930 году был образован
Ханты-Мансийский национальный округ. Для хантыйского и мансийского языков
советские ученые создали письменность, на которой выходит в свет
разнообразная литература. Обычно в основу литературного языка кладется
какой-либо диалект. Но диалекты хантыйского языка настолько отличаются
один от другого, что в разное время создавалась особая письменность для
нескольких разных диалектов языка хантов (и, быть может, правы те
лингвисты, которые считают, что есть несколько хантыйских языков, а не
диалектов одного языка). Создан литературный язык и для манси.
Венгерский, хантыйский и мансийский языки называют угорскими (от древнего названия венгров — угры). Кроме того, в уральской семье языков существует несколько самостоятельных ветвей: прибалтийско-финская, саамская, пермская. Сюда же относятся языки, условно объединяемые в волжскую группу, — марийский и мордовские. Вместе с угорской все они образуют так называемую финно-угорскую группу языков. Она, в свою очередь, родственна так называемым самодийским языкам и вместе с ними составляет уральскую языковую семью.
«Волжская» ветвь уральских языков представлена
языками народов, с давних пор обитавших на великой реке и ее притоках.
Вплоть до XV века в междуречье Волги, Оки и Суры жила мордва. Позднее
мордовский народ переселился на левый берег Волги и далее на восток
(мордвины живут и в Средней Азии, и в Сибири!). Ныне в Мордовской АССР,
образованной в среднем течении Волги, живет менее одной трети всех
мордвинов Советского Союза, В главе «Тюркское море» упоминалось, что два
народа, карачаевцы и балкарцы, говорят на одном языке. У мордвы же,
наоборот, один народ говорит на двух языках: эрзянском (или эрзя-мордовском) и мокшанском (мокша-мордовском).
По словам лингвистов, они «так же близки между собой, как, например,
языки русский, украинский и белорусский».
На двух диалектах, лугово-восточном и горно-маринском, говорят
соседи и ближайшие родственники мордвы — марийцы. Большая часть
марийцев живет в Поволжье, в Марийской АССР. На обоих названных выше
диалектах существует литература. У марийцев, таким образом, два
литературных языка: горно-марийский и лугово-восточный (или
лугово-марийский). Когда-то предпринимались попытки создать литературу и
на других, более мелких, диалектах марийского языка. Для каждого из них
создавалась своя письменность, на каждом из них публиковались
произведения. Однако это вызвало разнобой в написаниях одних и тех же
марийских слов и языковую путаницу, и от таких попыток отказались.
Литературными языками стали только два марийских диалекта.
Около трех тысяч лет назад от финно-угорского
праязыка, «деда» всех современных уральских языков, вслед за угорским
языком («отцом» венгерского, мансийского и хантыйского) отделился
древнепермский язык, «отец» трех современных языков — удмуртского, коми-зырянского и коми-пермяцкого. Почти
1500 лет прожили древние пермские племена на нижнем и среднем течении
рек Камы и Вятки. Затем предки современных коми (или коми-зырян)
двинулись на север, в бассейн Печоры, заселив суровые просторы нынешней
Коми АССР. Близкие им коми-пермяки живут южнее, в одноименном
национальном округе Пермской области, и говорят на языке, очень близком
коми-зырянскому. Коми-зыряне и коми-пермяки понимают речь друг друга.
Более 600 лет назад миссионер Стефан Пермский создал для коми
письменность. Однако эта первая в истории Русского государства попытка
создать письмо для бесписьменного народа не увенчалась успехом. Азбука
Стефана Пермского широкого распространения не получила, а в XVII веке
вышла из употребления. Письменность и литература у коми появились лишь
при Советской власти.
Не все древние пермские племена ушли на Север. Часть
из них осталась в междуречье Камы и Вятки. Здесь в XVI–XVII веках из
них сформировалась народность, до революции 1917 года называемая
вотяками, а после Октября получившая название удмурты (так на родном
языке они называли себя и прежде). |