«Чосон» или «Чосен» — «Страна утренней свежести» —
это древнее название Кореи. Корея — одна из самых однородных в
национальном отношении стран мира. Более 99 процентов ее населения —
корейцы, в то время как в Иране только 44,6 процента жителей — персы; в
Афганистане афганцы составляют 53,2 процента, а в Индии на долю самого
многочисленного народа — хиндустанцев — приходится лишь 25,5 процента
всего населения страны. Корейцы живут и в соседних с Кореей странах: в
Китае, Японии, СССР. В нашей стране корейцев более 350 тысяч.
Корейский язык имеет многовековую историю, на нем
написаны прекрасные произведения литературы, возраст которых измеряется
тысячью и более лет… И все-таки по сей день неизвестно, находится ли
язык корейцев в родстве с другими языками или нет.
Многие ученые полагают, что корейский язык входит в
алтайскую семью, образуя в ней особую ветвь, наряду с
тунгусо-маньчжурской, тюркской, монгольской. Не ясно, можно ли черты
сходства объяснить не родством, а многовековыми контактами корейцев и
разных алтайских народов.
Древняя Корея граничила с государством чжурчэней, ее
завоевывали монголы и т. д. Контактами можно объяснить сходство многих
слов корейского языка с японскими словами. Корея и Япония связаны
долгими узами торговли, соперничества, культурного обмена, общностью
религии — буддизма, проникшего в эти страны более тысячи лет назад.
Сходство обнаруживают и между языком корейцев и
жителей Камчатки. Может ли здесь идти речь не о взаимном влиянии, а о
древнем родстве? Но слишком уж мало общих этих черт найдено пока в
корейском и камчатских языках. Утверждать, что предки ительменов и
коряков родственны древнейшим предкам корейцев, нельзя.
Камчато-корейское родство еще более спорно, чем нивхско-корейское.
Корейский сопоставляли не только с языком нивхов, но
и одновременно с айнским языком, на котором говорят айны — древние
жители Хоккайдо, Курильских островов и Сахалина. Но, как справедливо
писал еще академик Шренк, «нет народа, о котором, как об айнах, было бы
выражено в короткое время столько разнообразных, даже противоречащих
друг другу мнений относительно происхождения или племенного родства с
другими народами».
Судьбы человечества сложились так, что на
северо-восточной оконечности гигантского материка Евразии ученые
столкнулись с комплексом нерешенных проблем. Здесь что ни народ — то
загадка. Вспомним юкагиров и чукото-камчатские народы, пришедшие
откуда-то из глубины материка. Вспомним нивхов, в языке и культуре
которых находятся параллели с индейцами Америки. Вспомним, наконец,
«эскимосский вопрос». Но даже в этом дальневосточном «заповеднике
загадок» айны являются самым удивительным и странным народом.
Первые европейцы, столкнувшиеся с айнами еще в XVII
веке, были поражены их внешним видом. Кругом люди с желтой кожей, с
монгольской складкой века, с редкими волосами на лице… И вдруг — народ,
обладающий необыкновенно густыми волосами, покрывающими голову, с
огромными бородами и усами (айны придерживали их особыми палочками во
время еды), с чертами лица, похожими на европейские… Притом айны ездят в
лодках, выдолбленных из целого ствола дерева, — так же изготовляют суда
лишь жители далеких южных морей. Айны, несмотря на жизнь в суровом
климате, летом носят лишь набедренные повязки, подобно жителям стран,
лежащих под экватором.
Загадке айнов уделяли внимание многие исследователи
самых разных специальностей — антропологи, лингвисты, археологи,
географы. Но она и по сей день не решена. Причем за то время, пока наука
пыталась решить, откуда же взялся этот удивительный народ, численность
айнов резко сократилась. На Курилах они уже не живут, с Южного Сахалина
немногочисленные айны переселились на Хоккайдо. Этот северный японский
остров ныне последнее пристанище исчезающего народа.
Крузенштерн, Лаперуз и другие открыватели Тихого
океана считали айнов народом европейского происхождения. Ведь волосяной
покров на теле развит у белой расы больше, чем у африканцев или
монголоидов. Айны же являются «рекордсменами» в этой области. Есть даже
гипотеза, впрочем, недоказанная и вызывающая большие сомнения ученых,
что язык айнов находится в родстве с индоевропейскими языками.
Другие ученые, в том числе военный врач М. М.
Добротворский, проживший среди айнов много лет, полагали, что, несмотря
на отличие от окружающих народов, айны все-таки являются азиатским
народом: кожа у них не белая, а желтая, лицо плоское, а у некоторых
встречается «монгольское веко», или, как говорят антропологи, эпикантус.
Правда, среди сторонников азиатской гипотезы не было единогласия: одни
видели родину айнов в Сибири, другие связывали их с монгольскими
племенами или с малыми народами Приамурья (орочами, нанайцами и т. д.),
третьи — с китайцами, четвертые — с нивхами и корейцами.
Академик Шренк считал, что айны — народ, вытесненный
на острова монголоидными племенами с материка Азии. Другими словами,
они — палеоазиаты, как и нивхи, ительмены, чукчи. Шренк наметил и путь
движения айнов: через Корею и острова в проливе Цусима на японский
остров Хонсю, затем на Хоккайдо. Лишь совсем недавно этот народ попал на
Сахалин и Курильские острова.
Сто лет назад, в 1872 году, французский географ Луи
Вивьен де Сен-Мартен выступил с гипотезой, из которой следовало, что
родина айнов находилась не на западе, в Европе или Азиатском материке, а
на юге, на островах Индонезии и Филиппинах. Именно здесь, считал
Сен-Мартен, обитала когда-то особая «океаническая» раса. Одна ее ветвь
пошла на юго-восток и ее потомки — жители островов Океании, полинезийцы.
Другая пошла на север, заселила все острова, окаймляющие Восточную Азию
от Тайваня до Камчатки. Это — предки айнов.
В Океании искали родину айнов и другие
исследователи. Новая Зеландия и Новая Гвинея, Меланезия и Филиппинские
острова — вот далеко не полный перечень адресов «колыбели» айнского
народа. Наиболее убедительно и детально обосновал океанийскую гипотезу
советский ученый Л. Я. Штернберг. В работе, названной «Айнская
проблема», он показал связь языка, изобразительного искусства,
религиозных верований, оружия, одежды, средств передвижения айнов с
языками и культурой народов Океании. А последние исследования
антропологов нашей страны говорят о том, что ближайшими родственниками
айнов по расе являются… коренные обитатели Австралийского материка! У
айнов, как и у австралийцев, толстые губы, широкий нос, наклонный лоб,
жесткая шапка волос, густые бороды.
Внешний облик айнов столь своеобразен, что многие
ученые считают их представителями особой «курильской», или «айнской»,
расы. Таким образом, айнов причисляют к самым разным расам:
европеоидной, монголоидной, австралоидной и даже выделяют в особую малую
расу!
Вопрос о родине айнов не решен до сих пор. Не
доказано и родство их языка с другими языками мира. И все-таки скорей
всего этот удивительный народ пришел откуда-то с юга. Археологические
раскопки на территории Японии показывают, что древнейшая культура людей
неолита, названная «культурой дзёмон», имеет корни на островах
Малайского архипелага. И она может быть связана с предками айнов. О том
же говорят и своеобразные «языковые раскопки». Изучая географические
названия Японского архипелага, ученые выявили здесь мощный пласт
наименований, объяснить которые можно лишь с помощью айнского языка.
Цепочка этих названий прослеживается далее на юг, вплоть до Индонезии.
Впрочем, здесь мы сталкиваемся с новой загадкой. В
самом японском языке, подобно корейскому, стоящему особняком среди
языков мира, имеется много общих черт и в фонетике, и в лексике,
сближающих его с языками Индонезии и Океании. Океанийские связи,
возможно, есть и в языке айнов. Поэтому нельзя решить точно, что же
унаследовали айны на своей далекой прародине в Океании (или
Юго-Восточной Азии?), а что на своей новой родине, в Японии, к берегам
которой приплывали и «викинги Тихого океана» — мореходы Индонезии и
Полинезии, верней, их древнейшие предки, говорящие на особых —
австронезийских — языках. Австронезийцы сами являются загадкой: каким
образом распространились они на пространствах двух великих океанов,
Индийского и Тихого, от острова Пасхи до острова Мадагаскар задолго до
начала эпохи Великих географических открытий? |