Язык Библии, вернее, первой ее части, Ветхого
завета, долгое время считался самым древним языком мира, а сама Библия —
древнейшей книгой на земле.
Раскопки археологов показали, что глиняные книги,
найденные в развалинах городов Двуречья, намного старше библейских
текстов. А исследования лингвистов позволили установить время создания
Ветхого завета. Оказалось, что он представляет собой собрание различных
произведений, созданных в разное время, от XIII до II веков до н. э.
Авторство одного из самых известных текстов Библии — «Песни песней»
приписывается царю Соломону. Историки установили, что это лицо реальное.
Царь Соломон (точнее, Шеломо) правил в X в. до н. э. Но он не может
быть создателем «Песни песней», и вот почему.
В IV главе этого текста сад назван словом пардес, имеющим
древнеиранское происхождение. Время контакта жителей Палестины и
древних персов — VI век до н. э. Значит, со времени правления Шеломо
минуло не одно столетие. В III главе встречается слово апирйон, происходящее от греческого форейон, т. е.
«носилки». И филологи и историки утверждают: слово это вместе с самими
носилками попало в Палестину в конце IV или начале III в. до н. э. В то
же время красота возлюбленной (в главе VI) сравнивается с красотой
города Фирцы, столицы израильского царства второй половины X в. до н. э.
Начиная с IX в. до н. э. в письменных источниках этот город не
упоминается. Таким образом, разные главы имеют скорее всего разные
датировки. И создал их, стало быть, не царь Соломон, а разные авторы в
разное время. По мнению исследователей, «Песня песней» — сборник
традиционных свадебных песен.
На территории древней Палестины (нынешних Израиля и
Иордании) и Финикии (нынешний Ливан) задолго до того, как были созданы
библейские тексты, говорили на языке, близком к древнееврейскому (но
несколько отличавшемуся от него) — на древнеханаанейском. В Сирийской степи и в отдельных районах Двуречья кочевали племена скотоводов-амореев, говоривших на своем собственном языке — аморейском. В
конце 20-х годов XX века один крестьянин случайно обнаружил туннель в
нескольких километрах от захолустной сирийской деревушки Рас-Шамра.
Находкой заинтересовались археологи. И это привело к одной из самых
величайших археологических сенсаций XX столетия — открытию цивилизации
Угарита. После того как удалось расшифровать клинописные знаки,
покрывавшие глиняные таблички Рас-Шамры, оказалось, что они скрывают
очень древний семитский язык — угаритский.
В конце II тысячелетия до н. э. на исторической
арене появляются племена кочевников-арамеев. Они заселяют Сирию, часть
Двуречья и Палестины. Арамейский язык в I тысячелетии до н. э.
становится языком-посредником для многочисленных народов и государств
Передней Азии, а впоследствии и родным языком обширных территорий
Ближнего Востока. Надписи на этом языке находят в Египте и Армении, в
Грузии и Аравии, в Малой Азии и Северо-Западной Индии. Лишь после
создания Арабского халифата арамейский язык, распавшийся к этому времени
на многие диалекты, начинает исчезать.
В наше время в отдельных деревнях Сирии изъясняются с
помощью наречий потомков западной группы этих диалектов. А потомком
восточной группы является айсорский, или современный ассирийский, язык (его называют также новосирийским).
На нем говорят айсоры Ирана, Ирака, Турции и СССР (в основном в
Закавказье). Следовательно, в нашей стране наряду с индоевропейскими,
алтайскими, уральскими, китайско-тибетскими, палеоазиатскими и
кавказскими языками есть язык и семитохамитской семьи.
В конце II тысячелетия до н. э. на территории
Палестины образуется племенной союз Израиль. Входившие в его состав
племена говорили на различных диалектах древнеханаанейского и
аморейского языков. А так как оба эти языка были весьма близки друг к
другу, в Израиле на базе ханаанейского языка с элементами аморейского
влияния складывается новый язык — древнееврейский. До нас дошли немногочисленные памятники и на других языках той поры — моавитском, эдомском, аммонитском, близкородственных
древнееврейскому. Языки эти исчезли, так же как перестал быть
разговорным и древнееврейский. Но так как часть литературы на нем вошла в
канон Библии, древнееврейский продолжал оставаться языком иудейской
религии, еврейской литературы и культуры.
После того как образовалось государство Израиль, официальным и разговорным языком в нем стал иврит, модернизированная
форма древнееврейского, возникшая в основном в XX веке. Обучение в
школе, судопроизводство, все официальное делопроизводство ведутся на
иврите.
В самом начале этой главы говорилось о
«классификации народов», которая дана в Библии. И подчеркивалось, что
основой ее служили мотивы, далекие от лингвистики. Самый яркий тому
пример: финикийцы, соседи древних евреев, отнесены к числу потомков
Хама, а не Сима. А ведь финикийский язык — семитический, причем он был очень близок древнееврейскому.
Финикийцы были прекрасными торговцами и мореходами.
Они основали свои колонии почти по всему побережью Средиземного моря. На
побережье Малой Азии и на Кипре, в Северной Африке и на Балеарских
островах, в Сицилии и в Испании, на острове Мальта и на острове Сардиния
— всюду говорили по-финикийски. Но после того, как Александр
Македонский покорил финикийские города, а римляне начали захватывать
страны Средиземноморья, язык этот стал исчезать, вытесняясь другими
наречиями. И лишь в Северной Африке, в Карфагене, он дожил до новой эры.
На этом языке говорил знаменитый полководец Ганнибал. Последние следы
финикийского языка Карфагена были уничтожены арабским завоеванием в
VII–VIII веках. Ученые называют язык карфагенских финикийцев пуническим. |