Воскресенье, 04.12.2016, 15:18

     



ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ
МЕНЮ САЙТА

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА

СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
ЗЕМЛЯ ЛЮДЕЙ - ЗЕМЛЯ ЯЗЫКОВ [64]
ИСТОРИЯ БУКВЫ [21]
ПРИКЛЮЧЕНИЯ СЛОВ [42]
ПУТЕШЕСТВИЕ В СЛОВО [7]
ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ В КАРТИНКАХ [62]
ЖИЗНЬ И ПРИКЛЮЧЕНИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ НАЗВАНИЙ ИЛИ ТОПОНИМОВ [35]
УДИВИТЕЛЬНАЯ ЭТИМОЛОГИЯ [15]
ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КАРТЕ ЯЗЫКОВ [56]
ИНТЕРЕСНО О БУКВАХ [34]
ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ЛИНГВИСТИКА [44]
ИСТОРИЯ РУССКИХ СЛОВ [44]

Статистика

Форма входа


Главная » Статьи » УВЛЕКАТЕЛЬНОЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ » ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ЛИНГВИСТИКА

Военное дело

Война – грязное дело, но, по всей видимости, оно обладает для человечества какой-то необъяснимой притягательностью. Стоит только посмотреть на значительные даты в учебнике истории с древних времен до настоящего времени, как становится ясно: большая часть этих дат приходится на различные сражения и войны. Что касается британцев, то они, похоже, непрерывно сражались на протяжении всей своей истории. В этом я предпочитают винить римлян. Еще Цезарь пытался завоевать далекий остров в 54 году до н. э., но жестокое сопротивление местных жителей заставило его пойти на попятную. Римляне отложили наступление почти на сотню лет. К сожалению, к 43 году н. э. воинственный пыл коренного населения немного поутих, и императору Клавдию удалось осуществить задуманное. Римляне оставались на острове почти четыре столетия. За это время они многому научили местных обитателей (в том числе и тому, что сами позаимствовали в ходе бесконечных стычек с греками). Так и происходило развитие цивилизации.

Баллистика (греч. ballein – «бросать, швырять»). Наука о движении метательных снарядов. Первоначально это были камни. Постепенно греки разработали сложные механизмы, в том числе и баллисту – нечто вроде гигантского арбалета. Баллисты использовал в своих сражениях Александр Македонский, а после римляне усовершенствовали их и стали с большой точностью метать с помощью них металлические и каменные снаряды.

Бастион (лат. bastillio – «строю укрепление»). Небольшое крепостное или полевое укрепление в виде прямоугольника для обстрела местности впереди и вдоль стен.

Бомба (греч. bombos – «гул, шум»). Греческое слово – звукоподражание, описывающее передаваемый шум (нечто вроде «бум-бум»).

Ветеран (лат. veteris – «старый»). Служба в римской армии длилась очень долго (если, конечно, солдат не погибал на поле боя, что случалось довольно часто), но через двадцать пять лет службы можно было надеяться выйти в отставку, получить надел земли – обычно в провинции по месту последнего прохождения службы – и стать земледельцем-колонистом (см. ниже), помогая тем самым распространять римскую культуру по всем уголкам империи.

Казус белли (лат. casus belli – «причина войны»). Юридический термин, обозначающий формальный повод для объявления войны. Чтобы одно государство напало на другое, необходима серьезная причина. В качестве примера можно назвать сомнительное утверждение, что Ирак обладает оружием массового уничтожения. Это послужило поводом для американского вторжения.

Катапульта (греч. kata – «против» и pelté – «щит»). Греки использовали разнообразные осадные машины, которые римляне усовершенствовали и превратили в еще более грозные орудия смерти и разрушения. Римская катапульта была деревянным сооружением внушительных размеров, с помощью которого запускали стреловидные снаряды, пробивавшие на своем пути любые щиты.

Когорта (лат. cohors). В какой-то момент это слово приобрело популярность и стало обозначать «коллектив единомышленников», но изначально так называли подразделение легиона (основной организационной единицы римской армии). Обычно в когорте насчитывалось примерно 400 человек.

Колония (лат. colonus – «землевладелец, крестьянин»). Римская империя была создана в ходе завоеваний римлянами соседних народностей на Апеннинском полуострове. Потом, когда аппетиты римлян выросли, они стали завоевывать земли в Европе и Северной Африке. В ходе этого выяснилось, что невозможно управлять завоеванной территорией без поддержки местных жителей. Поэтому рядовым участникам военных походов выделяли земельные наделы, на которых они и селились после отставки. Это было не только удобно на случай возможных восстаний или конфликтов с местными жителями, но и полезно в том смысле, что опытные римские ветераны-колонисты распространяли римскую культуру среди местного населения.

Контингент (лат. con – «с» и tangere – «дотрагиваться», буквально – «соприкасающийся»). Совокупность людей, составляющих однородную в каком-либо отношении группу.

Корпус (лат. corpus – «тело»). Обычно этим словом обозначают крупнейшее армейское соединение разных родов войск или объединение войск, созданное для выполнения определенной задачи. Раньше так еще называли специальные военные училища. Отсюда же произошли слова корпорация и капрал.

Легион (лат. legio – «легион; войско, армия»). Основная организационная единица в армии Древнего Рима, теоретически насчитывавшая 6000 человек, но фактически – около 4000. Завоевание Британии осуществлялось силами четырех легионов: Второго, Девятого, Четырнадцатого и Двадцатого.

Провинция (лат. provincia – «область, сфера влияния»). Завоевав обширные области, вроде юга современной Франции или Египта, римляне передали право управления этими территориями проконсулам (должностным лицам, которые ранее исполняли обязанности консулов). Само слово происходит от латинского vinculum, что значит «веревка» или «цепь». Подразумевалось, что прежде чем территория будет названа провинцией, ее нужно заковать в цепи. Вождей завоеванных племен, отказавшихся подчиняться Риму, иногда заковывали в цепи и проводили по улицам Рима во время триумфальных шествий.

Тактика (греч. taktos – «упорядоченный»). Искусство выстраивать войска наилучшим для сражения образом. Многие древние полководцы придерживались простой схемы 4–4–2, то есть две фаланги друг за другом по четыре ряда и два отряда кавалерии по флангам.

Фаланга (греч. falagx – «сомкнутый ряд»). На этот раз не римское, а греческое, точнее, македонское изобретение. (Македония – это область на севере Греции, откуда был родом знаменитый Александр Македонский). Фалангой называлось особое построение пехоты, настолько широкое, что его было трудно обойти с флангов.

Форт (лат. fortis – «сильный, крепкий»). Форт – это хорошо укрепленная крепость, в чем-то похожая на средневековый замок. Кстати, в Кембридже фортом святого Георгия называется пивное заведение, расположенное на первом этаже и совершенно без всяких признаков укреплений.

Эгида (греч. aigis – название щита Зевса). Символ покровительства и защиты богов. В настоящее время используется в основном во фразе «под эгидой», что означает «под защитой» или «под покровительством» кого-либо или чего-либо.

Наследие далекой эпохи

В завоеванной Британии римляне размещали свои военные лагеря, называя их словом castrum (мн. число castra). Постепенно вокруг многих из этих лагерей образовывались поселения и даже города, получавшие названия по этим лагерям. Следы этого слова, со временем преобразившегося в chester, и поныне сохраняются во многих английских географических названиях, таких как Манчестер, Рочестер, Честерфилд, Лестер и Глостер. Но, пожалуй, наилучший пример в чистом своем виде – Честер, бывший некогда местом расположения крупнейшего римского лагеря на северо-западе Англии.

Категория: ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ЛИНГВИСТИКА | Добавил: admin (28.10.2012)
Просмотров: 593 | Теги: занимательная этимология. юным фило, русский язык в школе, занимательный русский язык, занимательная лингвистика | Рейтинг: 5.0/1
ВИДЕОУРОКИ
ОБУЧАЮЩИЕ ФИЛЬМЫ ПО
   РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ОТКРЫТЫЕ УРОКИ ДМИТРИЯ
   БЫКОВА

СКАЗКА

ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ

ЛЕКЦИИ ПО РУССКОЙ
   ЛИТЕРАТУРЕ


ВИДЕОУРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ В
   11 КЛАССЕ


ПИСАТЕЛЬ КРУПНЫМ ПЛАНОМ

ТВОРЧЕСТВО ГОГОЛЯ

ТВОРЧЕСТВО САЛТЫКОВА-
   ЩЕДРИНА


ТВОРЧЕСТВО НЕКРАСОВА

ЛИТЕРАТУРА ВОЕННЫХ ЛЕТ

РОДОВОЕ ГНЕЗДО ПИСАТЕЛЯ

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

***

АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА. ХХ ВЕК

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
***

ЛИТЕРАТУРНЫЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА БОЛЬШОЙ
   СЦЕНЕ



ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ

ПРОБА ПЕРА

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

"УЧИТЕЛЬ  СЛОВЕСНОСТИ"
РЕКОМЕНДУЕТ








ПАН ПОЗНАВАЙКО


Презентации к урокам


портрет Пушкина
ВЫШИВАЕМ ПОРТРЕТ ПИСАТЕЛЯ
Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Copyright MyCorp © 2016  Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0