Не секрет, что на протяжении многих веков
образование в Европе было тесно связано с изучением так называемых
классических древних языков – латыни и греческого. Например, вплоть до
1960-х годов получить доступ к любому из учебных курсов Оксфорда и
Кембриджа студенты могли только с некоторыми познаниями в латыни. В
настоящее время ситуация с древними языками меняется, но и сейчас многие
из приведенных в этой книге слов должны быть хорошо знакомы любому
человеку, получившему высшее образование. Взять хотя бы слова академия и академический.
Своим «научным» значением они обязаны древнегреческому философу
Платону, высказывающему свои мудрые мысли под сенью статуи мифического
героя Академа (греч. Akadémos). Репутация Платона как
учителя была неимоверно высока, так что к нему стекались толпы учеников.
По ассоциации с именем древнегреческого героя школа Платона получила
название «академия». С тех пор это слово немного затерлось, так как его
использовали все, кому только не лень. Академией теперь называется даже
организация, выдающая «Оскаров», хотя вряд ли хоть кто-нибудь в ней
может внятно изложить основы учения Платона.
Альма-матер (лат. alma
mater – «кормящая мать»). Так выпускники называют свое учебное
заведение – школу, колледж или, чаще всего, университет, где они
получали «духовную пищу».
Дидактический (греч. didaktikos
– «учебный»). Этим словом обозначают то, что связано с образованием или
обучением – дидактическая литература, дидактические материалы и т. п.
Диплом (греч. diploma –
«сложенный вдвое документ»). Официальный документ об окончании учебного
заведения, который в былые времена писали на пергаменте, складывали
вдвое и скрепляли печатью.
Кампус (лат. campus –
«поле»). Территория университета или колледжа, студенческий городок в
США. Древние римляне этим словом обозначали любую плоскую равнину,
особенно если она предназначалась для военных учений. В настоящее время
территория университетского городка называется кампусом, даже если на
ней сплошной бетон вместо травы.
Класс (лат. classis –
«разряд, класс»). В древности образование было преимущественно
индивидуальным: учитель общался с отдельным учеником. Впоследствии
оказалось более практичным преподавать сразу группе учеников, имеющих
более или менее одинаковый уровень подготовки.
Колледж (лат. collegium –
«товарищество»). Колледжи возникли в Средневековье как объединения лиц
со сходными интересами в области наук. После того как такие группы людей
стали располагаться в отдельных зданиях, этим словом начали обозначать и
учебные заведения.
Лекция (лат. lectio –
«чтение»). Устное систематическое и последовательное изложение учебного
материала. В средневековых университетах лекция имела вид чтения и
комментирования какой-нибудь отдельной книги. Позже содержание лекции
обсуждалось на семинарах.
Лицей (греч. lykeion).
Греческий философ Аристотель обучал своих учеников в саду близ храма
бога Аполлона Ликейского («волчьего»), поэтому его школа и была названа
«Ликей» (или «Лицей»). Впоследствии так стали называть средние учебные
заведения преимущественно с усложненной программой.
Ментор. Ментором раньше называли
наставника или учителя. Это слово произошло от имени воспитателя
отпрыска Одиссея, на которого герой оставил своего сына, чтобы
отправиться участвовать в Троянской войне.
Педагог (греч. paidos –
«мальчик» и agein – «вести»). Обычно под этим словом подразумевают
учителя вообще, но в античные времена им обозначали раба, который
сопровождал сына хозяина всякий раз, когда тот выходил из дома.
Перипатетики (греч. peri –
«вокруг» и patein – «ходить») – «расхаживающие». Так называли учеников
древнегреческого философа Аристотеля, который имел привычку
прогуливаться во время своих лекций.
Семинар (лат. seminarium – «рассадник», перен. «школа»). Вид групповых занятий по какой-нибудь отдельной теме, обсуждение заранее подготовленных сообщений и докладов.
Стипендия (лат. stipendium –
«плата, жалованье»). В Древнем Риме так называли жалование,
выплачиваемое солдатам. Любопытно, что поначалу солдатам вообще выдавали
не деньги, а продукты, вещи первой необходимости и соль как
необходимейшую приправу к пище. Позже так стали называть денежное
пособие, выдаваемое учащимся для предоставления им возможности закончить
образование.
Студент (лат. studens –
«усердно работающий, занимающийся»). В Древнем Риме и в Средние века
студентом называли любого, кто усердно занимался и интересовался
знаниями, в том числе и самих учителей. Позже так стали называть
учащихся университетов, чтобы отличать их от преподавателей – магистров (лат. magister – «начальник, наставник») и профессоров (лат. professor – «преподаватель, читающий лекции»).
Университет (лат. universitas
– «совокупность»). Средневековые университеты давали общее, или
универсальное, образование. Студенты начинали с так называемого тривиума (лат. trivium
– «перекресток трех дорог»), включавшего в себя грамматику, риторику и
диалектику. Поскольку это была первая ступень обучения, слово тривиальный стало обозначать нечто само собой разумеющееся, простое и неоригинальное. Вторая ступень обучения называлась квадривиумом (лат. quadrivium
– «пересечение четырех дорог»), она включала в себя арифметику,
астрономию, геометрию и музыку. Современные университеты также ведут
подготовку специалистов по совокупности разных дисциплин, хотя в
настоящее время студенты различных факультетов обучаются разным
предметам.
Факультет (лат. facultas –
«возможность, способность»). Отделение высшего учебного заведения, где
студенты имеют возможность получить знания в какой-либо отдельной
отрасли науки. Первыми факультетами в европейских университетах были
юридический, медицинский и богословский.
Школа (греч. skholé – «досуг,
свободное время»). Первоначально под этим словом подразумевался период
отдыха, во время которого можно было вести беседы на различные темы и
узнавать что-нибудь новое. Со временем так стали называть учебные
заведения, где получают образование (в основном начальное и среднее).
Этим же словом обозначают и отдельное научное или художественное
направление. В Средние века студентов называли школярами (сейчас так
иронично называют школьников или студентов, отличающихся неглубокими
знаниями).
Эрудит (лат. eruditus – «просвещенный, обученный»). Латинское слово rudis означало «необработанный, грубый» (отсюда же слова рудимент и рудиментарный). Латинская приставка e– (сокращенная форма от ex-)
означает «из, вне, наружу». Таким образом, всякий эрудит покидает
область грубого и необработанного и становится крайне утонченным
человеком. |