Пятница, 29.03.2024, 03:44


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
ЗЕМЛЯ ЛЮДЕЙ - ЗЕМЛЯ ЯЗЫКОВ [64]
ИСТОРИЯ БУКВЫ [21]
ПРИКЛЮЧЕНИЯ СЛОВ [42]
ПУТЕШЕСТВИЕ В СЛОВО [7]
ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ В КАРТИНКАХ [62]
ЖИЗНЬ И ПРИКЛЮЧЕНИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ НАЗВАНИЙ ИЛИ ТОПОНИМОВ [35]
УДИВИТЕЛЬНАЯ ЭТИМОЛОГИЯ [15]
ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КАРТЕ ЯЗЫКОВ [56]
ИНТЕРЕСНО О БУКВАХ [34]
ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ЛИНГВИСТИКА [44]
ИСТОРИЯ РУССКИХ СЛОВ [44]

Главная » Статьи » УВЛЕКАТЕЛЬНОЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ » ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ЛИНГВИСТИКА

Философия

Древние, особенно греки, просто обожали заниматься философией (греч. philosophia – «любовь к мудрости»). Под этим занятием они подразумевали размышления о смысле жизни, о вселенной и обо всем, что в ней существует. Более практичные римляне предпочитали заниматься тем, что имеет большее отношение к реальной жизни, например, прокладывать дороги или воевать.

В какой-то момент философию называли просто софистикой, а хитроумные рассуждения – софизмами (особенно те, кто считал философию болтовней и пустой тратой времени, – были среди греков и такие). В учении софистов большое внимание уделялось семантике (греч. sémantikos – «обозначающий»), то есть значениям слов. Когда философам надоедало думать о смысле слов, они создавали различные школы (греч. skholé – «досуг, свободное время»), то есть группы по интересам, члены которых придерживались общей концепции (лат. conceptio – «понимание») во взглядах на мир. Некоторые из них задавались вопросами морали (лат. moralis – «нравственный» от mores – «обычаи, нравы») или этики (греч. ethos – «нрав, обычай»), то есть правилами поведения в обществе.


Скептики (греч. skeptikos – «склонный к размышлению») считали, что не следует цепляться за теории (греч. theoria – «зрелище, рассмотрение»), то есть за мысли, не связанные с реальностью, потому что тем самым мы умножаем печаль и усиливаем несчастье.

Стоики (греч. stóikos – «колоннада, портик»), названные так по портику в Афинах, где находилась их школа, следуя за своим основателем Зеноном из Китиона, утверждали, что добродетель – величайшее благо в жизни и что нужно мужественно переносить все превратности судьбы. Немалое внимание они уделяли вопросам поведения человека.

Циники (греч. kynikos – «собачий» или «грубый») – последователи Диогена, жившего в IV веке до н. э. и утверждавшего, что мы должны жить в согласии с природой, не обращая внимания на общественные условности. Сам Диоген, который ночевал в бочке на улицах Афин, возвел в ранг добродетели бедность. Он не уважал никаких авторитетов, а его жизнь по простоте сравнивали с жизнью собаки. Говорят, однажды его посетил Александр Македонский и сказал: «Проси, чего хочешь». На это Диоген ответил: «Отойди, ты заслоняешь мне солнце».

Другие философские направления появились значительно позже, но тоже были названы по греческим или латинским словам, например гедонизм (греч. édoné – «удовольствие»), нигилизм (лат. nihil – «ничто») и прагматизм (греч. pragmatos – «действие»).

Метафизика (греч. metaphysika – «то, что после физики») – слово, которым обозначают некоторые из сочинений Аристотеля, хотя сам он так никогда их не называл. После смерти философа его последователи сделали сборник его сочинений, в котором после работ, озаглавленных словом физика (греч. physis – «природа») и посвященных размышлениям о природе, времени и пространстве, следовали работы о первопричинах всего сущего. Так что термин возник только из-за порядка этих работ в сборнике. В настоящее время метафизика – это рассмотрение явлений вне их взаимной связи и развития как недиалектический способ мышления.

Поскольку латинский язык оставался языком философии и науки еще долго после падения Рима, философский словарь с течением времени продолжал пополняться латинскими словами и выражениями. Так, Рене Декарт в своей книге «Рассуждения о методе…» написал знаменитую фразу: Cogito ergo sum, что значит: «Мыслю, следовательно, существую».

Философский словарь обогатил и Зигмунд Фрейд, введя в обиход термины id (оно), ego (я) и superego (сверх-я), разделив на части психическую (греч. psykhé – «душа») личность человека. В широких кругах из теории Фрейда более известен термин либидо (лат. libido – «желание»), означающий половой инстинкт и сексуальное влечение.

Априори и апостериори

Априори (лат. a priori – «от предшествующего») – независимо от опыта. Например, мы априори знаем, что у квадрата четыре стороны.

Апостериори (лат. a posteriori – «от последующего») – на основе опыта и впечатлений. Например, если квадрат красный, мы знаем это апостериори.

Парадоксы Зенона

Первым философам, пытавшимся определить основные законы вселенной и понять взаимосвязь пространства и времени, порой в голову приходили чрезвычайно странные мысли. Особенно отличался этим Зенон Элейский, живший в V веке до н. э. Он прославился своими парадоксами (греч. para doxis – «неожиданный, противоречащий общепринятому»), доказывающими невозможность бесконечного деления пространства и времени.

Один из этих парадоксов описывает состязание в беге между Ахиллесом и черепахой. Ахиллес (герой Троянской войны и, следовательно, весьма подготовленный для таких состязаний) благородно дает черепахе фору и ждет, пока она отползет на некоторое расстояние. Потом он устремляется ей вслед, быстро сокращая расстояние между ними. Однако когда Ахиллес добегает до той точки, в которой черепаха находилась на момент его старта, та успевает продвинуться еще на некоторое расстояние, поэтому по-прежнему опережает его. Следовательно, Ахиллесу нужно бежать еще, чтобы сократить промежуток, но пока он бежит, черепаха опять успевает проползти некоторое расстояние. Этот процесс продолжается до бесконечности, а Ахиллес так и не догонит черепаху. Поскольку в реальности такой случай невозможен, то невозможно делить пространство до бесконечности.

Платоническая любовь

Платонической любовью называют глубокие романтические отношения между людьми, лишенные и намека на сексуальные страсти. Это название произошло от имени древнегреческого философа Платона, среди основных философских положений которого была доктрина об иллюзорности чувств и о реальности мысленных объектов, поэтому нечувственные отношения описывались как идеальные. Это описание встречается ближе к концу диалога «Пир», в котором Платон восхваляет чистую и непорочную любовь, которую он испытывает к юношам.

Категория: ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ЛИНГВИСТИКА | Добавил: admin (28.10.2012)
Просмотров: 1154 | Теги: занимательная этимология. юным фило, русский язык в школе, занимательный русский язык, занимательная лингвистика | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0