Древние, особенно греки, просто обожали заниматься философией (греч. philosophia
– «любовь к мудрости»). Под этим занятием они подразумевали размышления
о смысле жизни, о вселенной и обо всем, что в ней существует. Более
практичные римляне предпочитали заниматься тем, что имеет большее
отношение к реальной жизни, например, прокладывать дороги или воевать.
В какой-то момент философию называли
просто софистикой, а хитроумные рассуждения – софизмами (особенно те,
кто считал философию болтовней и пустой тратой времени, – были среди
греков и такие). В учении софистов большое внимание уделялось семантике (греч. sémantikos – «обозначающий»), то есть значениям слов. Когда философам надоедало думать о смысле слов, они создавали различные школы (греч. skholé – «досуг, свободное время»), то есть группы по интересам, члены которых придерживались общей концепции (лат. conceptio – «понимание») во взглядах на мир. Некоторые из них задавались вопросами морали (лат. moralis – «нравственный» от mores – «обычаи, нравы») или этики (греч. ethos – «нрав, обычай»), то есть правилами поведения в обществе.
Скептики (греч. skeptikos – «склонный к размышлению») считали, что не следует цепляться за теории (греч. theoria
– «зрелище, рассмотрение»), то есть за мысли, не связанные с
реальностью, потому что тем самым мы умножаем печаль и усиливаем
несчастье.
Стоики (греч. stóikos –
«колоннада, портик»), названные так по портику в Афинах, где находилась
их школа, следуя за своим основателем Зеноном из Китиона, утверждали,
что добродетель – величайшее благо в жизни и что нужно мужественно
переносить все превратности судьбы. Немалое внимание они уделяли
вопросам поведения человека.
Циники (греч. kynikos –
«собачий» или «грубый») – последователи Диогена, жившего в IV веке до
н. э. и утверждавшего, что мы должны жить в согласии с природой, не
обращая внимания на общественные условности. Сам Диоген, который ночевал
в бочке на улицах Афин, возвел в ранг добродетели бедность. Он не
уважал никаких авторитетов, а его жизнь по простоте сравнивали с жизнью
собаки. Говорят, однажды его посетил Александр Македонский и сказал:
«Проси, чего хочешь». На это Диоген ответил: «Отойди, ты заслоняешь мне
солнце».
Другие философские направления появились значительно позже, но тоже были названы по греческим или латинским словам, например гедонизм (греч. édoné – «удовольствие»), нигилизм (лат. nihil – «ничто») и прагматизм (греч. pragmatos – «действие»).
Метафизика (греч. metaphysika
– «то, что после физики») – слово, которым обозначают некоторые из
сочинений Аристотеля, хотя сам он так никогда их не называл. После
смерти философа его последователи сделали сборник его сочинений, в
котором после работ, озаглавленных словом физика (греч. physis
– «природа») и посвященных размышлениям о природе, времени и
пространстве, следовали работы о первопричинах всего сущего. Так что
термин возник только из-за порядка этих работ в сборнике. В настоящее
время метафизика – это рассмотрение явлений вне их взаимной связи и
развития как недиалектический способ мышления.
Поскольку латинский язык оставался языком
философии и науки еще долго после падения Рима, философский словарь с
течением времени продолжал пополняться латинскими словами и выражениями.
Так, Рене Декарт в своей книге «Рассуждения о методе…» написал
знаменитую фразу: Cogito ergo sum, что значит: «Мыслю, следовательно, существую».
Философский словарь обогатил и Зигмунд Фрейд, введя в обиход термины id (оно), ego (я) и superego (сверх-я), разделив на части психическую (греч. psykhé – «душа») личность человека. В широких кругах из теории Фрейда более известен термин либидо (лат. libido – «желание»), означающий половой инстинкт и сексуальное влечение.
Априори и апостериориАприори (лат. a priori – «от предшествующего») – независимо от опыта. Например, мы априори знаем, что у квадрата четыре стороны.
Апостериори (лат. a posteriori – «от последующего») – на основе опыта и впечатлений. Например, если квадрат красный, мы знаем это апостериори.
Парадоксы ЗенонаПервым
философам, пытавшимся определить основные законы вселенной и понять
взаимосвязь пространства и времени, порой в голову приходили чрезвычайно
странные мысли. Особенно отличался этим Зенон Элейский, живший в V веке
до н. э. Он прославился своими парадоксами (греч. para
doxis – «неожиданный, противоречащий общепринятому»), доказывающими
невозможность бесконечного деления пространства и времени.
Один из этих парадоксов описывает
состязание в беге между Ахиллесом и черепахой. Ахиллес (герой Троянской
войны и, следовательно, весьма подготовленный для таких состязаний)
благородно дает черепахе фору и ждет, пока она отползет на некоторое
расстояние. Потом он устремляется ей вслед, быстро сокращая расстояние
между ними. Однако когда Ахиллес добегает до той точки, в которой
черепаха находилась на момент его старта, та успевает продвинуться еще
на некоторое расстояние, поэтому по-прежнему опережает его.
Следовательно, Ахиллесу нужно бежать еще, чтобы сократить промежуток, но
пока он бежит, черепаха опять успевает проползти некоторое расстояние.
Этот процесс продолжается до бесконечности, а Ахиллес так и не догонит
черепаху. Поскольку в реальности такой случай невозможен, то невозможно
делить пространство до бесконечности.
Платоническая любовьПлатонической
любовью называют глубокие романтические отношения между людьми,
лишенные и намека на сексуальные страсти. Это название произошло от
имени древнегреческого философа Платона, среди основных философских
положений которого была доктрина об иллюзорности чувств и о реальности
мысленных объектов, поэтому нечувственные отношения описывались как
идеальные. Это описание встречается ближе к концу диалога «Пир», в
котором Платон восхваляет чистую и непорочную любовь, которую он
испытывает к юношам.
|