Алкоголь – арабское слово. Но по-арабски оно
означает не винный спирт (точнее, содержание спирта в напитке), как у
нас теперь, а порошок сурьмы, употреблявшийся издавна на всем Ближнем
Востоке женщинами для окраски бровей и ресниц. Обычай женщин чернить
брови и ресницы, вошедший с какого-то времени в наш обиход из Западной
Европы, в подражание буржуазной моде, оказывается очень древним. Уже в
библии древнееврейские пророки сравнивают Палестину, не соблюдающую
строгой веры в Иегову, с женщиной, оставившей мужа и старающейся
нравиться другим мужчинам своими пестрыми нарядами и насурьмленными
бровями. Даже в древних гробницах Египта найдены в женских погребениях
сосуды и коробочки для подобных целей. Известно впрочем, что первым
видом живописи и рисования, существующим уже у самых грубых дикарей,
является именно разрисовка и раскрашивание лица и всего тела, так что
модой этой совершенно нечего гордиться. В России этот обычай существовал
уже в старину, но пришел тогда к нам с Востока. Это называлось сурьмить брови, от персидского слова сурьма.
Обычай чернить брови порошком сурьмы был так
распространен среди персидских и арабских женщин, что старинный поэт мог
даже воскликнуть, что целая гора (содержащая сурьмяную руду) разносится
на палочках, которыми женщины подмазывают себе брови.
У слова алкоголь переход значения от сурьмян к спирту кажется совершенно непонятным. Объяснение его лежит в истории химии. Слово химия представляет сокращение от алхимия, как
называлось в старину учение о превращениях и соединениях веществ. Это
учение главным образом имело задачей найти «эликсир жизни», напиток,
сохраняющий молодость, и «философский камень» – средство для делания
золота.
Сохранить вечную молодость, стать бессмертным, как боги,
было мечтой человека уже в древности. Отголоски ее повторяются в
мифических представлениях о «дереве жизни», о «нектаре» и «амброзии» –
пище и напитке богов, о «живой» и «мертвой» воде. Мечта о золоте
появилась гораздо позднее, когда расслоение классов на почве
экономического неравенства сделалось достаточно резким.
Алхимия если и не создана была арабами (их учителями в
этой области были греки), то во всяком случае была ими развита в период
расцвета арабской культуры в VIII - XI веках настолько, что была
заимствована средневековой Европой в качестве арабской науки. Самое
слово алхимия – арабское, как показывает начальное аль, арабская
определительная приставка, известная всем из имени Гарун-аль-Рашид, то
есть Гарун Храбрый – так звали калифа, героя сказочной «Тысячи и одной
ночи». Вторая часть слова алхимия неясна: одни производят его от
греческого слова, означающего сок, другие (с большим основанием) видят в
нем египетское слово, означающее Египет: химия (khemia) буквально черная земля – в противоположность пескам пустыни. Так что алхимия означает,
по всей вероятности, «египетскую» науку. Египет был для арабов, как и
для греков, страной древнейшей культуры и таинственных знаний.
Вместе с алхимией перешли в Европу и термины эликсир и алкоголь, оба в близком друг другу значении тонкий чистый порошок.
Эликсир – тоже арабское слово, состоящее опять-таки из приставки аль и греческого слова, означающего сухой: это слово xerion повторяется в терминах ксероформ (кровоостанавливающий и дезинфицирующий порошок) и ксерофильный (тип растений, требующий сухой почвы).
Оба термина – эликсир и алкоголь – стали
обозначать тончайшее, чистейшее вещество и самый «философский камень»,
способный превращать простые металлы в золото. При этом и то и другое
слово стало применяться преимущественно к жидкостям, потому что для
алхимиков самым высшим способом превращения вещества была перегонка, а
это способствовало представлению о жидкости, как о высшем (по сравнению с
твердым) состоянии вещества, тем более что жидкости действительно
оказывались и физически и химически более подвижными и деятельными,
например, кислоты и растворы. Поэтому и эликсир и алкоголь в
качестве высших алхимических понятий легко перешли от значения чистого
тонкого, сухого порошка к значению сильнодействующей, крепкой, чистой,
высшего типа жидкости. Отсюда, между прочим, развилось и представление
об эликсире как о волшебном напитке, которое отразилось в известной
повести Гофмана «Эликсир сатаны» и в ряде других произведений подобного
рода.
Но по мере того, как алхимия в тщетных опытах
смешивания, нагревания, растворения и выпаривания всевозможных веществ
становится подлинной наукой, химией, блекли и старинные фантастические
представления, и термины алкоголь и эликсир спустились из туманных высот воображения на твердую почву. Эликсир стал скромным медицинским термином, означающим лечебное питье (теперь заменено термином микстура, буквально значит смесь). Алкоголь стал означать очищенную и крепкую, благодаря перегонке, основу – то, что теперь называется эссенцией. Одной
из важнейших таких эссенций была винная, винный спирт, получение
которого в чистом виде было большим достижением старинной химии.
Извлечение опьяняющей основы вина, которая оказалась
прозрачной, легко воспламеняемой (горящей голубым огнем) летучей
жидкостью, обладающей большой растворяющей способностью и не замерзающей
(в условиях того времени), естественно, произвело большое впечатление
на ученых той эпохи. Ведь это была «душа» вина! Поэтому-то и назвали его
«винным спиртом»: по-латыни спиритус вини (spiritus vini) означает буквально дух вина. От того же слова спиритус образован термин спиритизм –
вызывание духов и переговоры с ними через посредство медиумов или
«столоверчения», которым очень увлекались во всей Европе во второй
половине XIX столетия.
По-французски винный спирт также называется до сих пор «духом вина»*. [*В термине esprit-de-vin (винный спирт) слово esprit (дух) ведет происхождение от латинского spiritus]. По аналогии с ним спирт, последний продукт перегонки дерева, назвали древесным спиртом. Вместе с этим и значение алкоголь сосредоточилось
на винном спирте. Но еще в начале XIX века английский поэт Кольридж,
современник Пушкина, применяет для характеристики человека выражение
«алкоголь эгоизма», в котором алкоголь еще сохраняет свой старинный, полутаинственный смысл чистейшая суть вещества. |