| В романе Тургенева «Отцы и дети» Аркадий Кирсанов так спрашивает: «–Что такое Базаров? Он нигилист. –Как? – спросил Николай Петрович. А Павел Петрович поднял на воздух нож с куском масла на конце лезвия и остался неподвижен.  –Он нигилист, – повторил Аркадий.  –Нигилист? – проговорил Николай Петрович. – Это от латинского нигиль, ничего, сколько я могу судить. Стало быть это слово означает человека, который... который ничего не признает?  –Скажи: который ничего не уважает, – подхватил Павел Петрович и снова принялся за масло.  –Который ко всему относится с критической точки зрения, – заметил Аркадий.  –А это не все равно? – спросил Павел Петрович.  –Нет, не все равно. Нигилист – это человек, который не 
склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного 
принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип.  –И что ж, это хорошо? – перебил его Павел Петрович.  –Смотря как кому, дядюшка. Иному от этого хорошо, а иному очень дурно.  –Вот как! Ну это, я вижу, не по нашей части. Мы, люди 
старого века, мы полагаем, что без принципов, принятых, как ты говоришь,
 на веру, шагу ступить, дохнуть нельзя. Посмотрим, как вы будете 
существовать в пустоте, в безвоздушном пространстве». Роман Тургенева создал слову нигилист огромную популярность. «Из всего, что есть в романе Тургенева, слово нигилизм имело
 самый громадный успех, – высказывалась критика того времени. – Оно было
 принято беспрекословно и противниками и приверженцами того течения, 
которое им обозначается. Теперь это слово повторяется в печати ежедневно
 нескончаемое число раз». «Нигилизм был своего рода откровением», подтверждает и Салтыков. Тургенев считал себя, по-видимому, изобретателем этого слова. «Когда я вернулся в Петербург (из-за границы), – рассказывал он впоследствии, – слово нигилист уже
 было подхвачено тысячами голосов, и первое восклицание, вырвавшееся из 
уст первого знакомого, встреченного мною на Невском, было: – Посмотрите, что ваши нигилисты делают! (В это время 
только что сгорел Апраксин рынок, подожженный, по слухам, с 
политическими целями). Выпущенным мною словом нигилист воспользовались 
тогда многие, которые ждали только случая, предлога, чтобы остановить 
движение, овладевшее русским обществом. Не в виде укоризны, не с целью 
оскорбления было употреблено мною это слово, но как точное и уместное 
выражение проявившегося исторического факта. Оно было превращено в 
орудие доноса, почти в клеймо позора. Несколько печальных событий, 
совершившихся в ту эпоху (имеются в виду политические покушения и 
убийства), дали еще более пищи нарождавшимся подозрениям и как бы 
подтверждали распространенные опасения (приближения революции), 
оправдали старания и хлопоты наших "спасителей отечества”. Общественное 
мнение, столь неопределенное еще у нас, хлынуло обратной волной. Но на 
мое имя легла тень (упреки в доносительстве)». Лишь немногие знали в то время, что слово нигилист существовало
 до Тургенева. Слово слилось с типом, впервые воплощенным в образе 
Базарова, и хорошо передавало отношение общества к новым людям 
шестидесятых годов, материалистам. «Отцы», подобные Кирсановым, создали 
популярность этому названию, которое распространилось и на Западе в 
качестве немногих заимствований из русского. Романы Тургенева 
переводились на все европейские языки. «В чем нигилизм состоит? – спрашивает генерал Утробин в 
«Благонамеренных речах» Салтыкова. – В отвержении промысла Божия и 
пользы, предержащими властями приносимой, в непочтении, неуважении, 
разрушении и неповиновении». С другой стороны, и левая интеллигенция отрекалась от 
этого выражения, считая его осмеянным и дискредитированным в образе 
Базарова. Это слышится в стихах Некрасова («Газетная»): 
Что ты бесишься? Что чудачишь?  В нигилисты ты что ли вступил?  – Нигилист – это глупое слово, – Говорит, – но когда ты под ним  Разумел человека прямого,  Кто не любит живиться чужим,  Кто работает, истины ищет,  Не без пользы старается жить,  Прямо в нос негодяя освищет,  А при случае рад и побить, –  Так, пожалуй, зови нигилистом!Но нигилизм имеет историю и до Тургенева. Уже 
средневековое Богословие обозначало этим словом учение, отрицавшее 
вочеловечение Христа, но это слово затерялось в узких церковных кругах, 
тем более что означало ересь, сурово задушенную. В конце XVIII века, в эпоху французской революции, это 
слово опять возникает – первоначально для того, чтобы обозначить 
безразличие к вопросам религии, а затем и в смысле неверия ни во что. 
Одновременно развивается и другое значение: нигилист означает 
никчемного человека, человека, у которого ничего не осталось, которому 
нечего терять и который поэтому оказывается «революционером поневоле». Несколько позднее нигилизм становится философским
 понятием у немецкого философа-идеалиста Якоби, означая у него крайнего 
идеалиста, отрицающего существование внешнего мира как реальности; 
реальны, дескать, только восприятия сознания; предметы – это только наши
 представления. При этом иногда это понятие прямо противопоставляется 
материализму; нигилизм не признает ничего, кроме идеи духа. В русском языке нигилист появляется в двадцатых 
годах XIX столетия, продолжая французский смысл этого слова, но с 
переходом от политического смысла к культурному. Нигилист – это человек,
 который не имеет никакой основы (философской, моральной), никаких 
идеалов в искусстве и жизни. В этом смысле, от которого недалеко до ничтожества, употребляет
 это слово в «Вестнике Европы» (1829 г.) критик Надеждин в выражении 
«сонмище нигилистов», направленном против Пушкина и его литературных 
друзей, позицию которых он считал оторванной от жизни, чисто 
эстетической, хотя уже тогда это выражение Надеждина было понято как 
упрек в материализме. В таком же смысле отсутствия идей и отказа от 
идеализма употребляет это слово и Белинский. А несколько позднее нигилизм означает отсутствие собственного, определенного взгляда на вещи. Таким образом, слово нигилизм или нигилист возникало
 заново и без связи с предыдущим по крайней мере три, если не четыре 
раза. И хотя оно всегда подразумевало отрицание, это отрицание получало 
даже прямо противоположный смысл, являясь то идеалистическим, то 
материалистическим. |