В романе Тургенева «Отцы и дети» Аркадий Кирсанов так спрашивает:
«–Что такое Базаров? Он нигилист.
–Как? – спросил Николай Петрович.
А Павел Петрович поднял на воздух нож с куском масла на конце лезвия и остался неподвижен.
–Он нигилист, – повторил Аркадий.
–Нигилист? – проговорил Николай Петрович. – Это от латинского нигиль, ничего, сколько я могу судить. Стало быть это слово означает человека, который... который ничего не признает?
–Скажи: который ничего не уважает, – подхватил Павел Петрович и снова принялся за масло.
–Который ко всему относится с критической точки зрения, – заметил Аркадий.
–А это не все равно? – спросил Павел Петрович.
–Нет, не все равно. Нигилист – это человек, который не
склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного
принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип.
–И что ж, это хорошо? – перебил его Павел Петрович.
–Смотря как кому, дядюшка. Иному от этого хорошо, а иному очень дурно.
–Вот как! Ну это, я вижу, не по нашей части. Мы, люди
старого века, мы полагаем, что без принципов, принятых, как ты говоришь,
на веру, шагу ступить, дохнуть нельзя. Посмотрим, как вы будете
существовать в пустоте, в безвоздушном пространстве».
Роман Тургенева создал слову нигилист огромную популярность. «Из всего, что есть в романе Тургенева, слово нигилизм имело
самый громадный успех, – высказывалась критика того времени. – Оно было
принято беспрекословно и противниками и приверженцами того течения,
которое им обозначается. Теперь это слово повторяется в печати ежедневно
нескончаемое число раз».
«Нигилизм был своего рода откровением», подтверждает и Салтыков.
Тургенев считал себя, по-видимому, изобретателем этого слова.
«Когда я вернулся в Петербург (из-за границы), – рассказывал он впоследствии, – слово нигилист уже
было подхвачено тысячами голосов, и первое восклицание, вырвавшееся из
уст первого знакомого, встреченного мною на Невском, было:
– Посмотрите, что ваши нигилисты делают! (В это время
только что сгорел Апраксин рынок, подожженный, по слухам, с
политическими целями).
Выпущенным мною словом нигилист воспользовались
тогда многие, которые ждали только случая, предлога, чтобы остановить
движение, овладевшее русским обществом. Не в виде укоризны, не с целью
оскорбления было употреблено мною это слово, но как точное и уместное
выражение проявившегося исторического факта. Оно было превращено в
орудие доноса, почти в клеймо позора. Несколько печальных событий,
совершившихся в ту эпоху (имеются в виду политические покушения и
убийства), дали еще более пищи нарождавшимся подозрениям и как бы
подтверждали распространенные опасения (приближения революции),
оправдали старания и хлопоты наших "спасителей отечества”. Общественное
мнение, столь неопределенное еще у нас, хлынуло обратной волной. Но на
мое имя легла тень (упреки в доносительстве)».
Лишь немногие знали в то время, что слово нигилист существовало
до Тургенева. Слово слилось с типом, впервые воплощенным в образе
Базарова, и хорошо передавало отношение общества к новым людям
шестидесятых годов, материалистам. «Отцы», подобные Кирсановым, создали
популярность этому названию, которое распространилось и на Западе в
качестве немногих заимствований из русского. Романы Тургенева
переводились на все европейские языки.
«В чем нигилизм состоит? – спрашивает генерал Утробин в
«Благонамеренных речах» Салтыкова. – В отвержении промысла Божия и
пользы, предержащими властями приносимой, в непочтении, неуважении,
разрушении и неповиновении».
С другой стороны, и левая интеллигенция отрекалась от
этого выражения, считая его осмеянным и дискредитированным в образе
Базарова. Это слышится в стихах Некрасова («Газетная»):
Что ты бесишься? Что чудачишь?
В нигилисты ты что ли вступил?
– Нигилист – это глупое слово, –
Говорит, – но когда ты под ним
Разумел человека прямого,
Кто не любит живиться чужим,
Кто работает, истины ищет,
Не без пользы старается жить,
Прямо в нос негодяя освищет,
А при случае рад и побить, –
Так, пожалуй, зови нигилистом!
Но нигилизм имеет историю и до Тургенева. Уже
средневековое Богословие обозначало этим словом учение, отрицавшее
вочеловечение Христа, но это слово затерялось в узких церковных кругах,
тем более что означало ересь, сурово задушенную.
В конце XVIII века, в эпоху французской революции, это
слово опять возникает – первоначально для того, чтобы обозначить
безразличие к вопросам религии, а затем и в смысле неверия ни во что.
Одновременно развивается и другое значение: нигилист означает
никчемного человека, человека, у которого ничего не осталось, которому
нечего терять и который поэтому оказывается «революционером поневоле».
Несколько позднее нигилизм становится философским
понятием у немецкого философа-идеалиста Якоби, означая у него крайнего
идеалиста, отрицающего существование внешнего мира как реальности;
реальны, дескать, только восприятия сознания; предметы – это только наши
представления. При этом иногда это понятие прямо противопоставляется
материализму; нигилизм не признает ничего, кроме идеи духа.
В русском языке нигилист появляется в двадцатых
годах XIX столетия, продолжая французский смысл этого слова, но с
переходом от политического смысла к культурному. Нигилист – это человек,
который не имеет никакой основы (философской, моральной), никаких
идеалов в искусстве и жизни. В этом смысле, от которого недалеко до ничтожества, употребляет
это слово в «Вестнике Европы» (1829 г.) критик Надеждин в выражении
«сонмище нигилистов», направленном против Пушкина и его литературных
друзей, позицию которых он считал оторванной от жизни, чисто
эстетической, хотя уже тогда это выражение Надеждина было понято как
упрек в материализме. В таком же смысле отсутствия идей и отказа от
идеализма употребляет это слово и Белинский. А несколько позднее нигилизм означает отсутствие собственного, определенного взгляда на вещи.
Таким образом, слово нигилизм или нигилист возникало
заново и без связи с предыдущим по крайней мере три, если не четыре
раза. И хотя оно всегда подразумевало отрицание, это отрицание получало
даже прямо противоположный смысл, являясь то идеалистическим, то
материалистическим. |