Древний обитатель Италии, пастух и земледелец, чтил силы
природы, от которых он, не имея в своем распоряжении технических и
искусственных средств для управления ими, всецело зависел. Жизнь
природы, по его представлениям, управляется сонмом божеств, от доброй
воли которых зависит удача и вообще все то, что мы теперь называем
«случайностью». Божеством лесов и пастбищ, владыкой зверей и всего
живого был Фавн (Faunus), нечто вроде русского лешего, но более
благодушного нрава: фавн значит буквально благожелатель и родственно словам фавор, фаворит. Фавна
изображали в виде бородатого мужчины с некоторыми звериными признаками:
нижняя часть тела его покрыта густой шерстью, на голове маленькие
рожки, иногда даже имеется хвост. Наряду с ним то в качестве сестры, то в
качестве жены представляли и женское божество, Фауну (Fauna).
В XVIII веке античность была в большой моде, и все знали
греческую и римскую мифологию лучше собственной русской. В то время
любили даже ученые труды озаглавливать мифологическими именами. В поэзии
эти привычки сохранились даже в XIX веке, и Пушкин, например, постоянно
называет зарю Авророй, а вечер Геспером. Поэтому и знаменитый шведский
натуралист Линней озаглавил свое описание животного мира Швеции,
написанное по-латыни (как обычно тогда писали научные сочинения, а это
было в 1746 году), «Шведская фауна». Точно так же в начале XIX века в
России говорили «русская муза» в смысле русская поэзия, «российская
Мельпомена» вместо «русская трагедия» и т. д. Этот труд Линнея послужил
образцом для ряда других, например, в 1791 году появилась «Европейская
фауна». Так что скоро Фауна стало нарицательным, означая животный
мир данной области в его видах и разновидностях. По аналогии с этим
удобным термином для обозначения растительного мира взяли имя Флоры –
римской Богини растительности. Флора (Flora) происходит от латинского слова flos, означающего цветок. |