В словаре Д. Н. Ушакова под словом лесть находим следующее определение: "Лесть.
Угодливое восхваление, лицемерное восхищение кем, чем-нибудь, внушаемое
корыстными побуждениями. "Уж. сколько раз твердили миру, что лесть
гнусна, вредна" (Крылов)". Всегда ли слово лесть имело такое значение? Отголосок исчезнувшего значения слова остался у нас в словах прелесть, прельстить. Лесть
- старое заимствование из готского языка, обозначавшее там "обман",
"козни". Интересно, что в древнерусском языке слово обозначало
"хитрость", "обман". В XII веке летописец говорил: "О, злая лесть
человеческая!", то есть обман. А в рассказе об убийстве братьев Бориса и
Глеба приведены слова плачущего Глеба: "Лучше бы мне с тобой умереть, нежели в свете сем прелестном жить!", то есть в лживом, обманчивом свете. В одном из старых русских евангелий XI века написано: "Съвещашася, да Иисуса имать лестию и оубиять", то есть "Совещались Иисуса взять обманом и убить". Еще в XVII веке в "Житии протопопа Аввакума" встречается фраза: "...уча и обличая безбожную лесть", то есть обман. Смысл
слова льстить - "обмануть" был еще в XVIII веке, "О, счастье льстивое,
как души ослепляешь!" - декламирует Мухмет в трагедии "Сорена и Замир". Но вот, начиная с XVIII века, смысл слова изменяется. В той же трагедии "Сорена и Замир" Замир восклицает: "И, мысля, наконец, лишить меня Сорены, Дерзая льстить себе, что будешь той любим..." Тут
уж никак не подставишь значение слова как "корыстное побуждение!" Замир
дерзает, смеет мечтать о том, что Сорена полюбит его. Надеется, что
полюбит. У Я. К. Княжнина в драме "Вадим Новгородский", написанной в конце XVIII века в духе классицизма, Рамида умоляет Вадима: "Уж к сердцу твоему не смею обратиться, Рамида бедная уж тем не может льститься". Опять-таки - не может надеяться. Еще раньше в одной эпиграмме А. П. Сумароков писал: "Построил ныне ты просторный госпиталь, Достойно то хвалы, того лишь только жаль Кого ограбил ты, все в оном быть не льстятся, Что, бедные, они в нем все не уместятся". Смысл - они не надеются попасть в этот госпиталь, потому что ограбленных слишком много. В своем юношеском стихотворении "Городок" Пушкин спрашивает: "Но мне ль бессмертьем льститься?" А в его же "Пире во время чумы" поет Председатель: "Царица грозная, Чума, Теперь идет на нас сама И льстится жатвою богатой". То есть надеется, прельщается богатой жатвой. В
старину производное от слова лесть - прелесть имело значение: соблазн,
совращение, развращение. Листовки, распространявшиеся среди народа,
"подметные письма", назывались "прелестными грамотами", "возмутительными
грамотами". Такие письма отправлял Емельян Пугачев яицким казакам и в осажденные им крепости. В поэме допетровского времени "Горе и Злочастие" говорится про одного из героев: "Назвался молодцу названный брат, Прельстил речами прелестными..." У
Алексея Николаевича Толстого, превосходнейшего стилиста, в комедии
"Любовь - книга золотая" воспроизводится речь людей XVIII столетия.
Князь Серпуховский умоляет свою легкомысленную супругу отдать ему
соблазнительную книгу, которую ей подарила императрица Екатерина II:
"Матушка, выкинь дурь из головы, отдай мне прелестную книжку..." В поэме и стихах А. С. Пушкина еще чувствуется старое значение слова прелесть - "соблазн". В "Бахчисарайском фонтане": "Прелестниц обнаженный рой..." Слово
льстить получило современное значение в середине XIX века. Так у Ф. М.
Достоевского в "Идиоте" Лебедев лебезит перед Рогожиным: "Жену, детей
малых брошу, а перед. тобой буду плясать. Польсти! Польсти!" Сейчас льстить кому-нибудь - это просто говорить приятные вещи, иногда и с корыстной целью. Если
помнить, что льстить имело значение и "обманывать",. то ярче станет
смысл выражений: льщу себя надеждой, и в особенности зря обольщаюсь и
самообольщение, то есть самообман. И обольщать сохранило свой прежний смысл - обмануть и обольстить девушку. |