НА ПАНЦИРЯХ ЧЕРЕПАХИ И ЛОПАТОЧНЫХ КОСТЯХ
вропейцам,
впервые столкнувшимся с Китаем и его цивилизацией, все казалось
странным и удивительным. Музыка, в основе которой лежит пять тонов…
Театр, где сцена без занавеса и кулис, где актеры играют как женские,
так и мужские роли, актрисы же могут изображать бородатых генералов…
Китайская кухня, где готовятся ласточкины гнезда, удавы, плавники акулы с
побегами бамбука и т. п. Китайский язык, в котором нет ни падежей, ни
спряжений, ни рода, ни числа, словом, всей привычной нам грамматики, — и
в то же время есть музыкальные тона, благодаря которым слово, на наш
европейский слух звучащее одинаково, может иметь несколько различных
значений… Наконец, китайская письменность, в которой применяется много
тысяч различных иероглифов… Письменность, породившая в нашем языке
выражение «китайская грамота», — синоним сложности, запутанности,
непонятности.
Как и когда появилось письмо в Китае? Долгое время на это отвечали лишь древние предания и хроники.
В 1899 году при раскопках на севере китайской
провинции Хэнань было сделано выдающееся открытие: в плотных слоях лесса
обнаружились тысячи фрагментов лопаточных костей животных (в основном,
баранов) и панцирей черепах, на которых четко виднелись рисуночные
знаки-иероглифы. Некоторые из них походили на древнейшие, известные до
той поры, китайские письмена. Но большая часть знаков не находила
параллелей среди известных иероглифов. Стало ясно, что открыты образцы
одной из самых ранних форм китайского письма.
Вскоре число древнейших текстов стало неуклонно
расти. Во-первых, новые памятники письма обнаруживали археологи. А,
во-вторых, выяснилось, что на многих костях, продававшихся в китайских
аптеках, как лекарство под названием «лун гу» («кости дракона»), также
вырезаны древние знаки. Памятники письма считались «лекарственным
средством»!
За первую половину нашего столетия в Китае было
обнаружено свыше ста тысяч (!) текстов, начертанных древнейшими
письменами. Подавляющая часть из них имела непосредственное отношение к
гаданию. В древнем Китае, впрочем, как и во многих странах древнего
мира, прежде чем приступать к любому серьезному делу, будь то охота,
женитьба и т. п., человек обращался к гадателю. Гадатель выцарапывал
надпись на лопаточной кости животного или же на панцире черепахи.
Надпись эта содержала вопрос, с которым обращался человек. Затем
оборотная сторона кости или панциря прижигалась нагретой бронзовой
палочкой. Появлялись трещины, и переплетение их толковалось как
определенный иероглиф. Гадатель читал «родившийся» таким образом знак — и
он содержал ответ на заданный вопрос! Вслед за этим кость или панцирь
погребалась в особую яму-святилище (в таких-то ямах и собирают свой
«урожай надписей» археологи!)
«Не следует думать, что, едва попав в руки ученых,
эти надписи были тотчас же с легкостью дешифрованы, — пишет один из
востоковедов. — Первоначально даже китайские специалисты по палеографии
не могли ничего разобрать, кроме отдельных разрозненных слов, в целом же
надписи оставались тайной. Однако, — продолжает он, — в настоящее время
ясны не только почти все знаки большей части надписей, но и точный
смысл самих надписей».
ДЕШИФРОВКА ИНЬСКОГО ПИСЬМА
Правда, далеко не все исследователи разделяют это
мнение. Хотя бы потому, что из 4672 различных знаков, известных из
гадательных надписей на костях, достоверно определено значение лишь 1723
иероглифов, т. е. немногим более трети. Остальные остаются
недешифрованными. Но самое главное вызывают споры сами методы дешифровки
древнейших текстов Китая. Древнейшая китайская надпись на панцире черепахи.
Дешифровка эта строилась следующим образом. Сначала
брался древнейший знак, начертанный на кости иди панцире. Затем среди
более поздних, но также древних китайских иероглифов, значение которых
известно, отыскивался похожий знак. И древнейший иероглиф читался таким
же образом, как его «потомок». Этим путем удалось прочитать многие
надписи, найти значение сотен иероглифов.
Но не все древнейшие иероглифы можно отождествить с
более поздними. Ведь многие иероглифы могли исчезнуть, выйти из
употребления, так и не дав «потомства». Да и откуда у нас такая
уверенность, будто в первой, самой древней фазе знаки-рисунки китайского
письма обозначали и, главное, читались точно так же, как и их более
поздние «потомки»? Быть может, в надписях на гадательных костях мы имеем
дело еще не с «настоящим» письмом, а лишь с «языком рисунков»? То есть,
не с иероглифами, а только пиктограммами?
Эта гипотеза развивается в книге А. А. Серкиной «Опыт
дешифровки древнейшего китайского письма». По мнению советской
исследовательницы, «отсутствие в гадательных надписях знаков,
записывающих звук, наводит на мысль, что эти письмена не обозначали слов
конкретного языка, а лишь изображали идею того или иного понятия». Да и
внешняя форма знаков, являющихся примитивными рисунками, многочисленные
варианты изображения одного и того же предмета, приемы стилизации и
схематизации изображаемого объекта, — все это, считает Серкина, является
доказательством того, что на панцирях и костях сделаны не «записи» в
полном смысле этого слова, а лишь пиктограммы. «Ключ» к их расшифровке
могут дать не более поздние китайские тексты, написанные «настоящим»
письмом, а наскальные изображения, «язык рисунков», применяемый в любом
уголке обитаемого мира народами, не достигшими уровня высокой
цивилизации и не создававшими еще государственности (именно на этой
стадии и находилось, согласно Серкиной, китайское общество в эпоху
создания гадательных надписей). Эволюция иероглифов «человек» и «глаз».
Точка зрения интересная, но спорная. Ведь несмотря на
то, что многие тексты действительно остаются не дешифрованы, все же
сотни и тысячи надписей на костях в панцирях прочтены исследователями,
придерживающимися «традиционного» метода: сопоставления древнейших форм
знаков с современными. Бели бы этот метод был порочен, то непонятно,
почему же тогда удалось правильно прочитать и перевести такое большое
количество текстов.
Как бы то ни было, ясно, что в надписях на лопаточных
костях и на черепашьих панцирях мы имеем дело с наиболее древней
попыткой письменности, — то ли «настоящей», передающей звуковую речь, то
ли пиктографической.
Европейские исследователи именуют ее «иньским
письмом», ибо тексты датируются II тысячелетием до а. э. — эпохой, когда
и Китае правила династия Инь (или Шань-Инь). Но так как существование
«царства Инь» ставится многими учеными под сомнение, то, пожалуй, более
правильным будет наименование «протокитайское письмо» — по аналогии с
протоиндийским, протошумерским, протоэламским.
Среди ученых нет единогласия в том, каково число
различных иероглифов в текстах «цзя-гу-вэнь» — т. е. письме на панцирях и
костях. Одни полагают, что в надписях на панцирях и костях имеется
около 4500 знаков, причем дешифрованными можно считать около 2000–2500
иероглифов. Другие приводят цифру 3000–3500 и дешифрованными полагают не
более 1000. В справочниках можно найти и цифру 4672, обозначающую общее
число различных иероглифов; 1723 знака считаются дешифрованными. Таким
образом, достоверно известно значение примерно половины, а то и всего
лишь одной третьей части протокитайских иероглифов.
Дешифровка, как было уже сказано, строилась на
сопоставлении древнейших рисуночных знаков с более поздними знаками
китайского письма. Это позволило не только прочесть «цзя-гу-вэнь», по и
проследить развитие иероглифики Китая на протяжении почти четырех тысяч
лет.
ШЕСТЬ КАТЕГОРИЙ…
Около двух тысяч лет назад китайский ученый Сюй Шэнь
создал труд под названием «Шо вэнь цзе цзы» — «Объяснение древних
символов и анализ составных знаков». В нем была дана научная
классификация китайских иероглифов, не потерявших своего значения и по
сей день. Сюй Шэнь разделил все знаки на шесть категорий.
Как передать с помощью знаков все многообразие
окружающего мира? С этим древние жители Китая столкнулись на первых же
шагах создания письма. И ответ на него был подобен ответу шумеров,
индейцев Америки, обитателей Африки или Сибири. Они стали изображать
рисунками те предметы, о которых надо было сообщать. Если речь идет о
солнце, то рисуется солнце. Иногда объект рисовался не полностью, а
изображались лишь его характерные части. Это — первая категория
иероглифов — изобразительные.
Однако и китайцам, и шумерам, и индейцам приходилось
сообщать не только о конкретных предметах, но и передавать на письме
абстрактные понятия. Для этой цели стали создавать условные символы
(«указательные» иероглифы по Сюй Шэню). Таковы иероглифы «верх» и «низ»;
иероглиф «середина» — кружок, пересеченный прямой линией посередине;
таковы числительные 1, 2, 3. Зачастую вместо знаков-символов
использовались изобразительные знаки, к которым добавлялись новые
элементы. Так, знак, изображающий дерево, при добавлении горизонтальной
палочки внизу передавал понятие «основа», «корень», а та же черточка
вверху превращала его в знак, означающий «верхушка дерева», «вершина».
Но изобразительными и указательными знаками трудно
было передать все многообразие понятий. И тогда китайцы, подобно
шумерам, начали создавать сложные, комбинированные иероглифы, состоящие
из уже существующих простых знаков. Изображение двух людей, следующих
друг за другом, стало означать не «два человека», а «следовать»,
«сопровождать». Сочетание знака «человек» и «дерево» стало передавать
понятие «отдыхать», два знака идущих людей — понятие «рядом», «вместе».
Знак «фрукт» + знак «дерево» — «плоды», «фрукты», «овощи». «Рука» над
«деревом» = «рвать». Два знака «женщина» означают понятие «ссора», а три
знака «женщина» — понятие «разврат».
И изобразительные, и указательные, и синтетические
знаки имеются в протошумерском письме. Примеры их можно найти и в любой
достаточно разработанной пиктографии, наподобие той, что была у многих
племен североамериканских индейцев. Ибо все это еще не логограммы, эти
знаки можно прочесть на любом языке. Это — типичные идеограммы.
«Настоящее» же письмо, как вы помните, начинается с попыток передать не
только значение, по и звучание, звучание конкретного языка, естественной
человеческой речи. Иначе говоря — с употребления «ребусных» знаков,
которые становятся затем фонетическими знаками письма. Подобные знаки
есть и в китайском письме. Это — так называемые «заимствованные»
иероглифы: уже ранее существовавший знак используется для записи нового
слова, ему созвучного. Например, для передачи местоимения 3-го лица
«ци» — используется иероглиф «корзина для веяния зерна» (также «цзи»).
Древний иероглиф, изображавший птицу, возвратившуюся в гнездо, читался
«си» (гнездо), а затем он, в более упрощенной форме, стал употребляться
не только для записи слова «гнездо», но и для обозначения слова «запад»,
также звучавшего «си».
Именно такие «заимствования» привели шумеров к
созданию фонетического письма, превратили идеографию в «настоящее»
письмо. Однако в письме китайцев этого не случилось, хотя «способ
создавать иероглифы, не создавая иероглифов» (так характеризовали в
Древнем Китае применение «заимствованных» иероглифов) открывал прямую
дорогу к чистой фонографии. Во-первых, потому, что существовала, еще
одна категория «заимствования», когда в иероглифе менялись его отдельные
элементы или расположение (а порой и вообще ничего не менялось) и он
передавал новое понятно (такой тип знаков образует особую категорию
иероглифов — «взаимопоясняющие» или «видоизмененные»). Например, знак
«ребенок», перевернутый кверху ногами, читался как «деторождение», знак
«принц» мог читаться как «чиновник» или «письмоводитель», в зависимости
от своего расположения. Знак «гора», читавшийся «шапь», повернутый под
прямым углом, читался «фоу» и означал «плоскогорье» или «огромный». А
во-вторых — и это характернейшая черта, отличающая китайское письмо от
всех остальных письменностей мира — в нем была последняя, шестая
категория знаков — «идеофонограммы». Благодаря им китайцы получили
возможность записывать любое слово с помощью комбинации двух элементов
(«фонетик» и «ключ»).
…И 50 000 ИЕРОГЛИФОВ
Для того чтобы записать слово с помощью
идеофонограммы (сами китайцы называют эти знаки «се шэн» —
«согласованные со звуком»), надо подобрать два элемента. Первый —
«фонетик» — знак, звучащий одинаково пли сходно с тем словом, которое
нужно записать. Второй «ключ» — это знак, указывающий на смысловую
категорию, к которой это слово относится.
Вот, например, китайский иероглиф «вэнь», означающий
«слышал». Он состоит из двух частей: первая, «фонетик», имеет чтение
«мэнь» (ибо ото — знак двери, по-китайски — «мэнь»), близкое звучание
слова «вэнь»; вторая — «ключ» — является знаком уха и указывает, что
слово имеет отношение к слуху. Таким образом, сочетание «дверь» (мэнь)+
«ухо» (по-китайски «эр») передает слово «услышал» («вэнь»).
Подобный способ позволяет записывать с помощью
сравнительно небольшого числа «ключей» и «фонетиков» огромное количество
слов, создавать колоссальное число иероглифов.
Например, «фонетик», звучащий как «фэй» (по-китайски
«не», «без» — частица отрицания), в сочетании с различными «ключами»
дает такие иероглифы: с ключом «прятаться» — «разбойник», «бандит», с
ключом «сердце» — «скорбь», «жалоба», с ключом «дверь» — «петли»,
«шарниры дверей», с ключом «слово» — «осуждать», «бранить», «поносить»,
«злословить», с ключом «мясо» — «икры ног».
На протяжении всей истории китайского письма, начиная
с иньских текстов и кончая современностью, в нем существовали все шесть
категория знаков, Однако из века в век шел неуклонный рост числе
«идеофонограмм», Различные авторш в различные эпохи создавали все новые и
новые иероглифы, состоящие из комбинации «фонетика» и «ключа», а вместе
с тем шло и увеличение общего количества знаков китайского письма. В
труде Сюй Шэня разобрано 9353 известных в то время (I в. н. э.)
иероглифов. В словаре «Ка-си цзыдянь», составленном в начале XVIII века,
содержится уже 40 030 иероглифов (!). А ведь с тех пор минуло много
лет, в китайском языке появилась масса новых слов. И для каждого слова
создавался новый иероглиф — так что к настоящему времени общее число
иероглифов превосходит 50 000. И весь этот чудовищный прирост
осуществлялся за счет «идеофонограмм»; число знаков остальных категорий
Практически не изменялось. В современном китайском письме более 90 %
всех иероглифов — это «идеофонограммы».
Нетрудно произвести простенький расчет. В китайском
языке около 1200 слогов, стало быть, столько же «фонетиков» (слова
китайского языка односложны и различаются, кроме звучания, еще и
музыкальными тонами). Количество «ключей» известно точно — 214.
Перемножив эти числа, получаем величину порядка 250 000. Таково число
всех возможных «идеофонограмм», — и это не считая омонимов.
Таким образом, если в Шумере развитие пошло по пути
фонетизации письма, превращения «ребусных» знаков в знаки для слогов, а
позже это дало чисто фонетическую письменность, то в Китае путь был
иным. Китайское письмо — это чистая логография, каждый знак в нем
соответствует не звуковой единице (слогу или звуку), а значимой — слову
или морфеме, которые записываются как единое целое, бел расчленения на
отдельные слоги пли звуки. И даже одинаково звучащие слова, омофоны,
пишутся разными иероглифами!
Больше того: китайскую письменность можно считать
идеографической. Ведь один и тот же иероглиф читается по-разному в
различных провинциях. Китайский язык за истекшие со времени создания
письма столетия сильно изменился. Тем не менее знающий иероглифику может
читать тексты давностью и в тысячу, и в две, и в две с половиной тысячи
лет, хотя фактически они написаны на другом языке — древнекитайском,
который отличается от современного больше, чем язык «Слова о полку
Игореве» от нынешнего русского языка. «Древние китайские тексты сейчас
никто не читает с древним произношением, — пишет советский востоковед
С. Е. Яхонтов. — Каждый китаец читает эти тексты на своем родном
диалекте, т. е. произнося слова так, как они звучат в его диалекте в
настоящее время, или же пользуется общепринятым пекинским
произношением».
Наконец, текст, записанный иероглифами, может быть
прочтен вслух не только на любом из современных китайских диалектов, но,
говоря словами Яхонтова, «по-японски, по-корейски, по-вьетнамски — на
любом языке, пользующемся китайской письменностью».
Логограмма должна читаться на каком-то определенном
языке. Идеограмма может быть «попита» независимо от языка. Таким
образом, несмотря на то, что «китайская грамота» — это «настоящее»
письмо (ибо она передает звуковую речь!), в ней есть много общих черт с
идеографией, хотя между примитивными идеограммами индейцев Америки или
жителей других частей Ойкумены и самой древней из современных систем
письма — дистанция поистине огромного размера. |