Еще летом 1816 года сообщили им новость: граф
Разумовский с соизволения царя распорядился ускорить их выпуск на четыре
месяца. Выпуск состоится в будущем, 1817 году, не в октябре, а в июне.
Но куда их пристроить, когда они кончат Лицей? Александровский дворец и парк. Литография по рисунку Ж. Мейера. Первая половина XIX века.
О намерениях Сперанского сделать выпущенных
лицеистов реформаторами России не могло быть и речи. Царь ничего не
собирался ни менять, ни обновлять. Он уже не либеральничал. После
Венского конгресса, где заключил он с прусским королем и австрийским
императором «Священный союз» для борьбы с освободительным движением в
Европе, его собственное лицо вырисовывалось все яснее. Он боялся. Боялся
деяний «гения Сатаны» — революций в Европе, боялся своих подданных.
Конечно, самое лучшее — выпустить лицейских в армию. Солдат не рассуждает, солдат повинуется.
Царь вызвал Энгельгардта.
— Есть между воспитанниками желающие в военную службу?
— Есть, государь. Не менее десяти.
— В таком случае их надо познакомить с фрунтом.
Познакомить с фрунтом… Услыхав эти слова, Энгельгардт испугался. Царь с большим удовольствием превратит Лицей в казарму.
Натянуто улыбаясь, Энгельгардт вынул из кармана садовый ножик:
— Вот единственное оружие, которым я владею. Мне придется оставить Лицей, если в нем будет ружье.
Царь настаивал, Энгельгардт отговаривался. Долго они торговались и наконец порешили учредить для желающих класс военных наук.
Так появился среди лицейских профессоров инженерный
полковник Эльснер. Когда-то он был адъютантом Тадеуша Костюшки —
отважного борца за независимость Польши. Теперь преподавал лицеистам
артиллерию, фортификацию и тактику.
Среди тех, кто посещал класс военных наук, были Пущин и Вольховский.
Но большинство воспитанников предпочитало военной службе штатскую.
Горчаков, Ломоносов, Корсаков, Юдин, Гревениц
решили идти «по дипломатике». Горчаков кроме французского и немецкого
принялся за языки итальянский и английский. Он писал дядюшке, что их
директор Энгельгардт, который долгое время служил в дипломатическом
корпусе, помогает им готовиться к служебной карьере. Он раздобыл для них
переписку берлинского и русского двора, будет учить их писать депеши,
вести журнал, делать конверты без ножниц, различной формы пакеты и
прочее, «…словом, будто мы в настоящей службе».
Моденька Корф и Лиса-Комовский тоже решили идти в
чиновники. Кюхельбекер и на этот раз многих удивил. Он заявил
решительно, что поедет школьным учителем куда-нибудь в провинцию.
Дельвиг еще толком не знал, куда определиться. Пока что. собирался он к
родным в Кременчуг.
А Пушкин? Как он решил свою судьбу? В голове его
бродили гусарские мечты. Он пойдет в гусары, непременно в гусары. Там
столько друзей… И почему бы не пойти? Он здоров, силен, ловок. Прекрасно
ездит верхом. По фехтованию у Вальвиля он один из первых. Но без
согласия отца ничего нельзя решить.
Сергей Львович сына выслушал, но согласия не дал.
Отца поддержали родные и друзья. Все в один голос отговаривали идти в
военную службу. Отговаривал дядюшка Василий Львович.
Пушкин сдался не сразу.
С дядей спорил в стихах.
Скажи, парнасский мой отец,
Неужто верных муз любовник
Не может важный быть певец
И вместе гвардии полковник?
Ужели тот, кто иногда
Жжет ладан Аполлону даром,
За честь не смеет без стыда
Жечь порох на войне с гусаром…
Ты скажешь: «Перестань, болтун!
Будь человек, а не драгун;
Парады, караул, ученья —
Все это оды не внушит,
А только душу иссушит…»
Гусаром ему не бывать. Друзья не советуют, и родные
против. Отец решительно отказался содержать его в конной гвардии:
велики расходы. Заявил: «Ежели так уж неймется, пусть идет в армию».
Просто в армию Пушкин не хотел. Он хотел в гусары. Ну а если не судьба, будь что будет.
Теперь по вечерам в лицейском зале только и толковали, что о будущем выпуске.
А выпуск приближался. Это чувствовалось во всем. В
декабре 1816 года впервые за все годы им разрешили на целую неделю, на
все рождественские каникулы, уехать к родным в Петербург.
За Пушкиным приехал отец, и они укатили.
Родители жили в Коломне — неприглядной отдаленной
части Петербурга, но и она показалась лицейскому затворнику чуть ли не
райским уголком.
Стремительно взбежал он на второй этаж большого
каменного дома на Фонтанке и очутился в объятиях сестры, бабушки, няни
Арины Родионовны. Его обнимали, целовали, поворачивали, разглядывали. В
этот вечер он заснул в совершенном упоении.
Планов было множество: навестить Жуковского и других друзей, побывать в театре, побродить по городу.
К Жуковскому он отправился на следующее же утро. Не
застал его дома, оставил записку и книги, которые Василий Андреевич
привозил им с Кюхлей в Лицей. В шутливой записке Пушкин написал
по-французски: «Мы возвращаем вам Вольтера… И сверх того г-н Кюхельбекер
посылает вам 4 тома „Амфиона". Очень благодарен от себя. Мой милый господин
Жуковский, надеюсь, что завтра я буду иметь удовольствие видеться с
вами. Пушкин».
Встречи с друзьями, прогулки, театр… Недели как не бывало.
В первый день января 1817 года у дома на Фонтанке, где жили Пушкины, стоял нанятый извозчик: гостя провожали обратно в Лицей.
Пушкину было грустно, уезжать не хотелось. Но
удивительное дело — всю дорогу, пока ехали, его не покидало странное
чувство. Казалось, будто из гостей он возвращается домой. И чем ближе
подъезжали к Царскому Селу, тем больше это чувство росло и крепло, тем
сильнее хотелось поскорей увидать товарищей.
Вот уже близко… Вот лицейское крыльцо.
«Стой, братец, стой!»
Пушкин быстро расплатился и бегом к крыльцу.
На лестнице ему попался улыбающийся Данзас. И он
обнял его с такой силой и горячностью, что Данзас посмотрел на него не
без некоторого испуга.
Пушкин снова был с друзьями.
Опять я ваш, о юные друзья!
Туманные сокрылись дни разлуки:
И брату вновь простерлись ваши руки,
Ваш резвый круг увидел снова я.
|