Спектакли в Большом театре кончались рано, часов
около девяти. И чуть ли не каждый вечер, выйдя из театра на площадь и
садясь на извозчика, молодые театралы кричали одно и то же: «Во Вторую
Подьяческую, пошел!» Дом № 12 по Малой Подьяческой улице, где жил А. А. Шаховской. Фотография.
Минут через десять, а то и меньше, в зависимости от
того, как бежала лошадка, извозчик останавливался на Второй Подьяческой
возле дома, принадлежавшего статскому советнику Клеопину.
Статский советник к театру отношения не имел. Но в
его доме, в третьем, верхнем этаже, который острословы прозвали
«чердаком», жил князь Александр Александрович Шаховской — неотъемлемая
принадлежность петербургского театра.
Шаховской был драматургом, режиссером, профессором
сценического искусства. Из года в год на сцене Большого театра шли в его
постановке его многочисленные пьесы, в которых играли его ученики.
К Шаховскому и устремлялись писатели, художники,
актеры, ценители талантов. Те, кто любили театр, умно и красно говорили о
нем, выдавали устные дипломы на звание «почетного гражданина кулис»,
воздвигали и низвергали театральные кумиры.
«Чердак» был как бы главным штабом петербургских театралов.
Сюда Катенин привез однажды Пушкина. A. A. Шаховской. Гравюра. 20-е годы XIX века.
Пушкин слышал о «чердаке» и сам хотел там побывать.
Но арзамасскому Сверчку, казалось, не так-то просто явиться к беседчику
«Шутовскому», которого он высмеивал и устно и письменно, на которого
написал эпиграмму.
Еще недавно, в Лицее, Пушкин пылал ненавистью к
автору «Липецких вод», посмевшему задеть самого Жуковского, звал его
клеветником и твердил с чужого голоса, что интриги Шаховского свели в
могилу поэта Озерова.
Теперь… Теперь Пушкин смотрел на многое уже
по-иному. «Шумный рой» комедий Шаховского не привел его в восторг, но он
не мог не признать, что рассыпанные в них насмешки над чувствительными
вздохами Карамзина и «страшными» мечтаниями Жуковского не так уж
несправедливы. Да и Шаховской изменился. Пушкин слышал, что он публично
извинился перед Жуковским за свои выходки против него. «Беседа»
скончалась. Время сгладило обиды. И даже дядя Василий Львович, которого
тоже уколол Шаховской, уже говорил о нем без прежней дрожи в голосе.
И Пушкин обрадовался, когда однажды Катенин передал ему приглашение Шаховского побывать на «чердаке».
— Во Вторую Подьяческую!
И вот он стоит перед домом Клеопина и смотрит, задрав голову, на небольшие ярко освещенные окна «чердака».
Шаховской встретил его в дверях — огромный,
безобразный, с чудовищным животом — и приветствовал неожиданно тонким
голосом, который совершенно не вязался с его необъятной фигурой. Он
улыбался, раскланивался, весь лучился радушием. Крохотные глазки хитро
поблескивали. Забавно глотая и перевирая слова (когда он торопился, то
не выговаривал половины букв алфавита), Шаховской сказал, что слышал
отрывки из «Руслана и Людмилы». И ему, страстному любителю святой Руси,
они необыкновенно понравились. Выложив Пушкину весь запас комплиментов,
он повел его представлять своим гостям.
Когда поздно ночью Пушкин с Катениным возвращались
от Шаховского, между ними произошел разговор, который почти слово в
слово запомнился Катенину. Говорили по-французски. Пушкин сказал:
— Знаете ли, он, в сущности, очень хороший человек.
Никогда я не поверю, что он серьезно желал повредить Озерову или кому
бы то ни было.
— Вы это думали, — возразил Катенин, — однако это писали и распространяли, — вот что плохо.
— К счастью, никто не прочел этого школьного бумагомарания; вы думаете, он знает что-нибудь о нем?
— Нет, потому что он никогда не говорил мне об этом.
— Тем лучше: поступим, как он, и никогда не будем больше говорить об этом.
В апреле 1819 года Василий Львович Пушкин писал в
Варшаву Вяземскому: «Шаховской… мне сказывал, что племянник мой у него
бывает почти ежедневно. Я не отвечал ни слова, а тихонько вздохнул».
Правоверный арзамасец Василий Львович не напрасно вздыхал. Его племянник действительно свел прочное знакомство с Шаховским.
«Чердак» понравился Пушкину. И прежде всего, тем,
что не был похож на обычные светские салоны. Скорее он напоминал
своеобразную мастерскую, где изготовлялись пьесы, актеры и даже целые
спектакли.
Шаховской, Грибоедов усаживались где-нибудь в
уголке и обсуждали план своей будущей комедии. «И вшестером, глядь,
водевильчик слепят…» — как смеялся потом Грибоедов в «Горе от ума». Если
не вшестером, то вдвоем и втроем здесь «лепили» водевильчики.
Здесь и репетировали их. Шаховской из драматурга
преображался в режиссера. Репетиции на «чердаке» стоили любого
спектакля. Главную роль в них играл, конечно, сам Шаховской. Вся мимика
действующих лиц отражалась на его лице. Он готов был плакать от умиления
и восторга, если актер, а тем более актриса выполняли в точности то,
что он хотел. Но если не могли выполнить… Тут начиналось нечто страшное.
Разгневанный режиссер приходил в неистовство. Он кричал, воздевая руки к
небу, рвал на себе волосы, которые, кстати сказать, весьма скудно
обрамляли его лысый череп.
«Ты, миленькая, дурища, — кричал Шаховской
молоденькой актрисе, — уха у тебя нет, где у тебя размер стиха?! В
прачки тебе идти надо было!»
«Опять зазюзюкал, миленький! — набрасывался он на
другую жертву. — Ведь ты с придворной дамой говоришь, а не с горничной,
что губы сердечком складываешь? Раскрывай рот…»
Шаховской способен был в припадке комического
отчаяния грохнуться в ноги кому-нибудь из актеров и жалобно запричитать:
«Господи, за что ты меня наказываешь! Господи, помилуй меня, грешного!»
Затем он вскакивал и в неописуемом бешенстве вопил диким голосом: «Сначала! До завтра, сначала!»
Видя подобные сцены, Пушкин нередко выбегал хохотать в соседнюю комнату.
Шаховскому нужны были зрители. Если на репетициях в
театре не было под рукой знатоков, он собирал хористов, фигурантов,
ламповщиков, плотников и, беспрестанно оборачиваясь к ним, следил, какое
впечатление на них производит та или иная сцена. Щеголь в дрожках. Литография по рисунку А. Орловского. 20-е годы XIX века.
Время от времени Шаховской потчевал посетителей
своего «чердака» новыми талантами из числа воспитанников Театральной
школы. И случалось, что имена, которым предстояло греметь на русской
сцене, впервые произносились здесь, на «чердаке».
Жестокое огорчение Шаховской испытывал, когда его
покидали талантливые ученики. А такое бывало. Шаховской обращался с
учениками деспотически, требуя рабского подражания. Он учил их, как
учили пению канареек и снегирей. А видя невежество и промахи, замечал
язвительно:
«Запомни, миленький: великого английского трагика звали не Рюрик, а Гаррик».
«А ты, миленькая, напрасно указываешь на небо,
говоря о Стиксе… Нет, нет, ты ошибаешься: Стикс не олимпийский бог.
Стиксом древние называли реку, что течет в Аиде — подземном царстве
мертвых».
«Альбион — это Англия, а альбинос — совсем иное».
Семенова от Шаховского перешла учиться к Гнедичу,
юные трагические артисты Каратыгин и Колосова — к Катенину. И все же
Шаховской вырастил целую плеяду знаменитых артистов, главным образом
комических, которые начинали в его пьесах и частенько дебютировали
здесь, на «чердаке». Как режиссером, так и писателем Шаховской был
неутомимым. Нередко кто-нибудь любопытствовал: «Скажи, пожалуйста,
князь, когда ты находишь время сочинять что-нибудь? По утрам у тебя
народ, перед обедом репетиция, по вечерам всегда общество, и прежде
второго часа ты не ложишься — когда, же ты пишешь?»
«Он лунатик, — отвечала, смеясь, жена Шаховского, —
не поверите! Во сне бредит стихами. Иногда думаешь, что он тебе
что-нибудь сказать хочет, а он вскочил да и за перо — подбирать рифмы».
Эта одержимость театром, эта полная поглощенность
им и привлекали Пушкина в Шаховском. Пушкин даже мечтал написать роман
из петербургской жизни и вывести в нем «чердак» и его хозяина. |