«Литературных собраний» лицеистам было мало. Они
придумали занятие еще более интересное. Лицей охватила эпидемия: все
начали печататься, издавать журналы.
Поэты и прозаики несли свои творения «издателям».
Расторопные «издатели» строго-настрого наказывали родным привезти
альбомы и тетради с бумагой получше, в переплетах покрасивее. А затем,
распределив все полученное, переписывали «творения» набело красивым и
четким почерком.
В Лицее появилось великое множество рукописных
изданий: «Сарско-сельские лицейские газеты», «Императорского
Сарско-сельского Лицея Вестник», «Для удовольствия и пользы», «Неопытное
перо», «Юные пловцы», «Сверчок», «Лицейский Мудрец» и другие журналы,
названия которых неизвестны.
От лицейских журналов осталось немногое. Как ни
странно, судьба их причудливо переплелась с трагическими событиями 14
декабря 1825 года.
Незадолго до восстания декабристов лицейские
журналы взял у Яковлева брат Ивана Пущина Михаил. После восстания его
арестовали. И среди бумаг, захваченных у него, оказались лицейские
журналы. Так они и сгинули. Но из того немногого, что случайно уцелело,
видно, чем заполняли лицейские «издатели» свои листки. «Лицейский мудрец», рукописный журнал. Обложка. 1815 год.
Были здесь смешные описания различных происшествий
из лицейской жизни, письма, статьи и стихи лицейских прозаиков и поэтов,
рисунки, карикатуры на профессоров, гувернеров и воспитанников.
Так, в единственном сохранившемся номере журнала
«Императорского Сарско-сельского Лицея Вестник» от 3 декабря 1811 года в
разделе хроники описывается ссора Горчакова с Ломоносовым и Масловым,
«секретная експедиция», посланная Горчаковым для переговоров с
«соперниками», а также примирение «сих трех знатных особ». В разделе
«Смесь» помещены стихи Илличевского, стихотворный перевод Кюхельбекера и
рассуждение под названием «Истинное благополучие». Заканчивался номер
«Разными известиями».
Издавали лицейские журналы воспитанники Корсаков,
Илличевский, Дельвиг, Кюхельбекер, Яковлев, Вольховский, Есаков, Маслов,
Данзас.
«Пушкин, — вспоминал Иван Пущин, — потом постоянно и
деятельно участвовал во всех лицейских журналах, импровизировал так
называемые народные песни, точил на всех эпиграммы и пр [очее]».
Участие Пушкина в лицейских журналах было очень
разнообразным. Он помещал в них свои стихи. В журнале карикатур, который
выходил под руководством Чирикова, трудился вместе с Илличевским и
Мартыновым как художник. Рисовал он хорошо. «Искусен в французском языке
и рисовании», — записал о нем Василий Федорович Малиновский.
Как «издатель» Пушкин выступал в журналах «Неопытное перо» и «Юные пловцы».
От этих журналов ничего не сохранилось, кроме
письма «Господам издателям журнала под заглавием Юных пловцов — от
Корреспондента Императорского Вольного Экономического общества,
отставного гувернера» — то есть письма от бывшего лицейского гувернера
Иконникова воспитанникам Пушкину, Дельвигу, Илличевскому, Кюхельбекеру и
Яковлеву.
Автор этого письма Алексей Николаевич Иконников
прослужил в Лицее всего один год (1811–1812). Он был человеком
образованным, благородным, умным, но приверженным к вину. Из Лицея его
выжил Мартин Пилецкий, который на освободившееся место пристроил своего
братца Илью.
Но уволенный из Лицея Иконников не забывал своих
питомцев. Пешком (денег на извозчика у него не было) приходил он из
Петербурга в Царское Село, чтобы повидаться с ними, следил за их
журналами, за их литературными успехами. «Успехи ваши в издании вашего
журнала, — писал он издателям „Юных пловцов", — видел я с сердечным
удовольствием, сочинения ваши, в оном помещаемые, читал с равномерным».
Письмо Иконникова помечено 2 сентября 1813 года.
«Юные пловцы» выходили в этом же году. И тогда же вдруг запретили в
Лицее издавать журналы.
Строгость объясняли тем, что журналы отвлекают воспитанников от занятий. Но запрет не помог. Наоборот, вызвал противодействие:
Послушай-ка меня, товарищ мой любезный,
Неужели газет не будем издавать?
И презрев Феба дар толико драгоценный
Ужели более не будем сочинять?
На смену журналам появились всевозможные рукописные сборники.
Один из них назывался «Жертва Мому, или Лицейская
антология». Мом — в греческой мифологии бог иронии и насмешки. Сборник
целиком состоял из эпиграмм на Кюхельбекера.
Чего только не городили лицейские поэты на бедного
Кюхлю! И не со зла, а просто для красного словца, чтобы показать свое
остроумие. А остроумие бывало и невысокого полета. Все больше насчет
внешности Кюхельбекера, его длинной, тощей, нескладной фигуры и,
конечно, насчет его страсти к писанию стихов.
Виля, Клит, Пушкарь, Дон-Кишот, Тарас, В. фон
Рекеблихер, Циплятопирогов — это прозвища Кюхельбекера в лицейских
эпиграммах. Назывались эпиграммы: «Жалкий человек», «О Дон-Кишоте», «На
случай, когда Виля на бале растерял свои башмаки», «Виля Геркулесу,
посвящая ему старые свои штаны» и тому подобное. Продавец кваса. Ученический рисунок Пушкина.
Вот одна из них:
О Дон-Кишоте
Оставил пику Дон-Кишот
И ныне публику стихами забавляет.
И у него за белкой кот
С сучочка на сучок летает.
Двадцать одна такая эпиграмма вошла в сборник
«Жертва Мому». Составил его и собственноручно переписал
четырнадцатилетний Александр Пушкин. Он любил доброго, умного,
нескладного Кюхельбекера, но и не упускал случая посмеяться над ним.
Антологии и сборники пользовались у лицеистов
успехом. И все же «юным пловцам» хотелось большого плавания, чтобы
испробовать свои силы не только в тихих лицейских водах, но и в бурном
море настоящей литературы. |