В домике Теппера лицеисты чаще бывали зимою. Летом
привлекали другие развлечения. «И у нас есть вечерние гуляния, в саду
музыка и песни, иногда театры, — рассказывал Илличевский в письме к
Фуссу. — Всем этим обязаны мы графу Толстому, богатому и любящему
удовольствия человеку. По знакомству с хозяином и мы имеем вход в его
спектакли».
В те годы один из царскосельских жителей — граф
Варфоломей Васильевич Толстой имел свой собственный домашний театр, где
играли его крепостные.
Подобные театры были в России не редкостью. Не
зная, как заполнить бесконечный досуг, богатые помещики и в городских
своих домах, и у себя в имениях, наряду с другими затеями, заводили
театр, чтобы было чем развлечься и, при случае, «угостить» наезжавших
гостей.
Для театральных представлений возводили нередко
особые здания. Но чаще подмостки с занавесом и ряды кресел
устанавливались в доме, в большом танцевальном зале. Когда спектакль
кончался, подмостки и кресла убирали и тут же отплясывали под фортепьяно
или под оркестр.
В таких театрах выбор пьес, распределение ролей,
декорации, костюмы — все зависело от прихоти барина. Обычно барин не
хотел отстать от моды. Поэтому представляли комедии, комические оперы,
балеты. В Екатерининском парке вечером. Фотография.
Доморощенные артисты играли по-разному. Ведь в
актеры назначали, как в кучера или в дворники. Попадались, правда, и
настоящие таланты, но им, как и бездарным, жилось равно несладко. За
малейшую провинность — пинки и зуботычины. За ослушание — розги. Таковы
были порядки в помещичьих «храмах искусства».
Но лицеисты видели лишь парадную сторону крепостного театра.
Театр! У Пушкина загорались глаза, когда ему
предстояло отправиться на спектакль. Все театральное, сценическое
увлекало его с детства. Отец и мать любили театр. Дядя Василий Львович,
побывав в Париже, взахлеб рассказывал о знаменитом трагике Тальма, у
которого он брал уроки декламации.
Маленький Пушкин не помнил себя от радости, если
ему разрешали остаться в гостиной, где отец и дядя под одобрительный
смех и шепот гостей разыгрывали сцены из Мольера.
В Лицее тоже устраивали спектакли. Каждый год,
когда праздновали 19 октября — день торжественного открытия Лицея, —
бывал спектакль и бал.
Разыгрывали пьесы, которые сочинял гувернер
Иконников. Он был внуком знаменитого актера Дмитревского и, хотя не
унаследовал от деда сценического таланта, театр любил. Его маленькие
пьесы разыгрывали с ширмами вместо кулис в своих обычных мундирах.
Ставили и комедии настоящих драматургов — Княжнина, Шаховского. Уже в
костюмах и с декорациями. Однажды разыгрывали французскую пьесу об
аббате — изобретателе азбуки для глухонемых. Ее ставил Давид Иванович
Будри. С текстом пьесы он расправился по-свойски: все женские роли
переделал в мужские, а влюбленных превратил в друзей.
Пушкин никого не играл, но всегда с удовольствием присутствовал на лицейских спектаклях.
Правда, в театре Толстого было куда интересней.
Ярко освещенная зала. Оживленная публика, пришедшая поболтать,
позлословить, покрасоваться. Сцена, декорации, музыка, миловидные лица
поющих и пляшущих актрис… Пушкин был в восторге: все как в настоящем
театре. Он хохотал, аплодировал и даже ненадолго влюбился в хорошенькую
крепостную актрису графа Толстого — Наталью.
Он посвятил ей стихи — забавные и наивные, одно из
первых стихотворений, сочиненных в Лицее. Ему хотелось быть героем тех
пьес, где роль героини исполняла Наталья.
Завернувшись балахоном,
С хватской шапкой набекрень
Я желал бы Филимоном
Под вечер, как всюду тень,
Взяв Анюты нежну руку,
Изъяснять любовну муку,
Говорить: она моя!
Я желал бы, чтоб Назорой
Ты старалася меня
Удержать умильным взором.
Иль седым Опекуном
Легкой, миленькой Розины,
Старым пасынком судьбины,
В епанче и с париком…
Филимон и Анюта — герои комической оперы Аблесимова
«Мельник-колдун, обманщик и сват», Опекун и Розина — из комедии Бомарше
«Женитьба Фигаро», они попали в это стихотворение со сцены графа
Толстого. Пушкин называет Наталью «миловидной жрицей Тальи». Талья —
муза комедии. В театре Толстого шли главным образом комические оперы,
комедии.
Пушкину нравилась комедия — веселая, занимательная,
острая. Недаром среди своих «любимых творцов» называл он
«Мольера-исполина», Фонвизина, Княжнина, Крылова. Об авторе «Недоросля»
сочинил даже поэму «Тень Фонвизина», а рукописную сатирическую комедию
Ивана Андреевича Крылова «Подщипа», где высмеивалось российское
самодержавие, знал наизусть.
Он с интересом слушал рассказы и толки о комедиях,
которые шли на петербургской сцене. Особенно о Шаховском. Ведь из-за его
«Липецких вод» в Петербурге разыгралась война среди литераторов.
Все началось в сентябре 1815 года, когда в первый раз давали комедию Шаховского «Липецкие воды, или Урок кокеткам».
В зале сидело множество литераторов. Все с
любопытством смотрели на сцену. Вдруг среди действующих лиц появился
жалкий и угодливый поэт Фиалкин. Он твердил о своих балладах, толковал о
мертвецах.
В балладах ими я свой нежный вкус питаю,
И полночь, и петух, и звон костей в гробах,
И чу! все страшно в них, но милым все приятно,
Все восхитительно, хотя невероятно.
Чтобы никто не усомнился в том, кого он вывел в
«балладнике», Шаховской заставил Фиалкина читать стихи Жуковского как
его, Фиалкина, стихи.
Жуковский сидел тут же в зале.
И пошла война… Молодые литераторы не стерпели
обиды, нанесенной Жуковскому и всей новой русской литературе. Они решили
объединиться и дать отпор ее врагам. А врагов у новой литературы было
изрядное количество. Целое литературное общество — «Беседа любителей
русского слова», или, как остроумно называл ее Пушкин, «Беседа губителей
русского слова».
После «Липецких вод» для борьбы с реакционной
«Беседой» молодые литераторы основали свое дружеское литературное
общество под названием «Арзамас». Секретарем нового общества единогласно
избрали Жуковского. Старостой — по возрасту — москвича Василия Львовича
Пушкина.
Учредив свое общество, «арзамасцы» дружно и весело
обрушили на Шаховского и его сообщников целый «Липецкий потоп» эпиграмм,
язвительных пародий, посланий.
«Потоп» сразу же докатился до Царскосельского
Лицея. А там знали уже все до мельчайших подробностей. Горчаков,
почтительный племянник, послал своему дядюшке экземпляр «Липецких вод» с
описанием происшествия на их премьере. Он, как и все в Лицее, был на
стороне Жуковского. «Жуковский, — рассказывал дядюшке Горчаков, — очень
благородно поступил в этом случае: не показал ни малейшего
неудовольствия, он сам был при первом представлении этой пьесы. По
окончании спектакля Шаховского вызвали на сцену, в то же время как он
откланивался, купец, которому случилось сидеть возле Жуковского, спросил
его: что это значит, благодарит он что ли? — „Нет, извиняется", —
отвечал Жуковский. Вот маленькое мщение, которое он себе позволил».
28 ноября 1815 года Пушкин записал в своем
дневнике: «Шишков и г-жа Бунина увенчали недавно князя Шаховского
лавровым венком; на этот случай сочинили очень остроумную пиесу под
названием „Венчанье Шутовского"…»
Дальше Пушкин выписал все девять куплетов этой «пиесы». Вот два из них:
Вчера в торжественном венчаньи
Мы зрели полное собранье
Беседы всей;
И все в один кричали строй:
Хвала, хвала тебе, о Шутовской!
Хвала, герой!
Хвала, герой!
……………………
Он злой Карамзина гонитель,
Гроза баллад;
В беседе добрый усыпитель,
И враг талантов записной!
Хвала, хвала тебе, о Шутовской!
Хвала, герой!
Хвала, герой!
Пушкин всей душой был с «арзамасцами». В «Липецкий
потоп» влилась и его эпиграмма на столпов «Беседы» — Шишкова,
Шаховского, Шихматова.
Угрюмых тройка есть певцов —
Шихматов, Шаховской, Шишков,
Уму есть тройка супостатов —
Шишков наш, Шаховской, Шихматов,
Но кто глупей из тройки злой?
Шишков, Шихматов, Шаховской!
Тогда же в лицейском дневнике Пушкина появилась его
первая критическая заметка: «Мои мысли о Шаховском». Пушкин размышлял о
театре, комедии, драматических писателях.
Теперь в театр графа Толстого приходил уже не
наивный подросток, восхищавшийся всем, а вдумчивый юноша, многое
постигший. И в его новом стихотворении, посвященном той же Наталье — «К
молодой актрисе», — звучит уже не восторг, а насмешливое осуждение и
плохой игры, и тех, кто все прощает актрисе за смазливое личико.
Будущий знаток и ценитель театра делал первые выводы из увиденного и узнанного. |