Целью тайного общества было спасти Россию. Но как? Об этом много говорилось на сходках у Муравьева.
Тут Лунин дерзко предлагал
Свои решительные меры
И вдохновенно бормотал.
Читал свои Ноэли Пушкин.
Меланхолический Якушкин,
Казалось, молча обнажал
Цареубийственный кинжал.
Одну Россию в мире видя,
Преследуя свой идеал,
Хромой Тургенев им внимал
И, плети рабства ненавидя,
Предвидел в сей толпе дворян
Освободителей крестьян.
М. С. Лунин. Литография А. Скино по рисунку П. Соколова. 1822 год.
У Пушкина навсегда остались в памяти многолюдные
собрания, где в колеблющемся свете свечей смешивались яркими пятнами
цветные мундиры офицеров, а среди них кое-где проглядывали черные фраки
штатских. Было шумно. Кто-то стоя ораторствовал, кто-то возражал. Иные
слушали и курили. Иные в волнении ходили по комнате.
Описывая эти собрания, Пушкин выделил троих:
двоюродного брата «беспокойного Никиты» — Михаила Лунина, подпоручика
Семеновского полка Ивана Якушкина и Николая Тургенева.
Не видя иных путей осуществить свою заветную цель —
добиться уничтожения в России рабства, Николай Тургенев вступил в
тайное общество. Он действовал красноречием, словом. И. Д. Якушкин. Рисунок П. Соколова. 1818 год.
Михаил Лунин предпочитал другое оружие.
Рослый красавец с русыми волосами и темными глазами
на бледном лице, он мог поразить воображение и не столь пылкое, как у
Пушкина. Глубокий ум, обширные познания и при этом отчаянная храбрость.
Лунин не раз ее доказывал в 1812 году, когда служил в кавалергардах.
Рассказывали, что он просил главнокомандующего Барклая-де-Толли послать
его парламентером к Наполеону. Не для того чтобы вести переговоры с
императором французов, а чтобы убить его. И выполнил бы это, если бы его
послали.
Лунин смеялся над теми, кто, вступив в тайное
общество, собирался «наперед Енциклопедию написать, а потом к революции
приступать». Сам он жаждал действий, был за «решительные меры». Он
предлагал с отрядом в масках подкараулить царя на царскосельской дороге и
убить его.
Членам тайного общества хотелось как можно скорее осуществить свои планы. Момент смены царей был для этого удобен.
К тому же в Александре изверились. Разыгрывая
либерала, он клялся в парижском салоне известной французской
писательницы госпожи де Сталь, что уничтожит в России рабство. Сулил и
конституцию. А дал аракчеевщину, военные поселения.
Россию и русских царь явно презирал. Чего только
стоило его поведение на смотре при Вертю! Когда английский герцог
Веллингтон, глядя на выправку, чеканный шаг русских войск, заметил: «Я
никогда не воображал, что можно довести армию до такого совершенства»,
царь громко сказал ему: «Этим я обязан иностранцам, которые служат у
меня».
Слова его прозвучали как пощечина русским.
После разгрома Наполеона Александр кроме русского
занял и польский престол. И вот осенью 1817 года пошли упорные слухи,
что царь собирается отдать Польше исконные русские земли на Украине и в
Белоруссии. Тогда-то и вызвался «меланхолический Якушкин» убить царя. Он
сам рассказал, как это было. «Я ходил по комнате и спросил у
присутствующих, точно ли они верят… что Россия не может быть более
несчастна как оставаясь под управлением царствующего императора: все
стали меня уверять, что… несомненно. В таком случае, сказал я, тайному
обществу тут нечего делать, и теперь каждый из нас должен действовать по
собственному убеждению. На минуту все замолчали. Наконец Александр
Муравьев сказал, что для отвращения бедствий, угрожающих России,
необходимо прекратить царствование императора Александра и что он
предлагает бросить между нами жребий, чтобы узнать, кому достанется
нанести удар царю. На это я ему отвечал, что они опоздали, что я решился
без всякого жребия принести себя в жертву и никому не уступлю этой
чести». Якушкин собирался взять два пистолета: из одного застрелить
царя, из другого себя, чтобы было похоже на дуэль со смертельным
исходом.
Описывая сходки молодых вольнолюбцев, Пушкин
помянул и себя: «Читал свои Ноэли Пушкин». Ноэли — остроумные и
злободневные политические песенки — родились во Франции. Они писались к
рождеству. Изображалось в них рождение Христа и поклонение ему волхвов.
Но изображалось необычно. Соль была в том, что вместо волхвов к младенцу
Иисусу являлись совсем другие лица — современники автора ноэля, те,
кого хотел он высмеять.
По рассказам очевидцев, да и по собственному
свидетельству Пушкина, известно, что написал он несколько ноэлей. Но
сохранился лишь один — «Сказки». Пушкин приурочил его к рождеству 1818
года.
Как раз в это время в Россию из очередной поездки
за границу возвратился царь. Он ездил на конгресс в немецкий город Аахен
и там вместе с прусским и австрийским правительствами заявил о своей
готовности бороться с революциями — «увлечениями» народов. Подтвердил
свою роль буки-пугала, устрашителя Европы.
И вот когда Александра торжественно встречали в
Зимнем дворце, на сходках молодых вольнодумцев звучал задорный ноэль,
где изображался приезд царя. И как полагается в ноэле, визит к младенцу
Христу-спасителю и его матери Марии:
Ура! в Россию скачет
Кочующий деспот.
Спаситель громко плачет,
За ним и весь народ.
Мария в хлопотах
Спасителя стращает:
«Не плачь, дитя, не плачь, сударь:
Вот бука, бука — русский царь!»
Царь входит и вещает:
«Узнай, народ российский,
Что знает целый мир:
И прусский и австрийский
Я сшил себе мундир.
О радуйся, народ: я сыт, здоров и тучен;
Меня газетчик прославлял;
Я пил, и ел, и обещал —
И делом не замучен».
Чтобы это понять, надо вернуться несколько назад, к
весне 1818 года. В марте этого года царь ездил в Польшу. Нарядившись в
польский военный мундир, он открывал в Варшаве первое заседание
парламента — сейма — и произнес там речь. В речи обещал, что даст России
конституцию, как дал уже Польше.
И людям я права людей,
По царской милости моей,
Отдам по доброй воли…
Так обещает царь в ноэле.
И многие в России ему поверили. Ведь царь не
уставал обещать. После конгресса в Аахене иностранные газеты сообщили,
что в беседе с французским генералом Мелоном царь заявил: все народы
должны освободиться от самовластия, и то, что он сделал в Польше, он
хочет сделать и в других своих владениях. Царь даже дал честное слово,
что таковы его искренние чувства и что генерал может ему верить, потому
что он, Александр, честный человек.
Наивные верили. А такой выдающийся ум, как генерал
Ермолов, был убежден, что все «останется при одних обещаниях
всеобъемлющих перемен». Он не верил царю. Не верил царю и Пушкин. И в
ноэле более опытная дева Мария дает понять неопытному младенцу Христу,
чего стоят обещания царя и что особенно радоваться нечему:
От радости в постеле
Расплакалось дитя:
«Неужто в самом деле?
Неужто не шутя?»
А мать ему: «Бай-бай! закрой свои ты глазки,
Уснуть уж время наконец,
Ну, слушай же, как царь-отец
Рассказывает сказки».
Потому ноэль и был назван «Сказки».
Вскоре весь Петербург знал ноэль наизусть. Эти
стихи ходили по городу в многочисленных списках, и, как рассказывает
Якушкин, их распевали повсюду, «чуть не на улицах».
В лице юного Пушкина правительство приобретало врага. Тем более опасного, что он был необычайно талантлив. |