Родители Пушкина обосновались в Петербурге на
постоянное жительство весною 1814 года. Вслед за Надеждой Осиповной,
которая приехала из Москвы со своей матерью Марией Алексеевной и двумя
детьми — Ольгой и Львом, прибыл Сергей Львович. Он некоторое время
служил в Варшаве, вышел в отставку и перебрался в Петербург.
Воспитаннику Лицея Александру Пушкину петербургское
новоселье родителей рисовалось лишь в воображении. По строгим лицейским
правилам из Царского Села лицеистов не выпускали. Пушкин слушал с
интересом рассказы сестры, которая вместе с матерью навещала его, и
мечтал о Петербурге. A. C. Пушкин. Автопортрет. 1821 год
Петербург… При этом слове невольно быстрее билось
сердце. Он не мог забыть те месяцы, что провел в Петербурге перед
поступлением в Лицей. Непохожесть живописной, своевольно разбросанной
Москвы и этого строго расчерченного города его ошеломила. Там, в Москве,
он никогда не казался себе таким смешным и маленьким. А здесь он
растерялся: прямизна широких улиц, шпили, рвущиеся ввысь, громады
дворцов, каналы, сумрачные просторы Невы. Выходя из дому, он хватал за
руку дядю Василия Львовича, который привез его сюда.
Но растерянность быстро прошла. Ее сменило восхищение, любопытство.
Дядя водил его повсюду, таскал к приятелям, где
читал свои стихи, и даже катал на ялике по Неве, прихватив для веселости
их нового знакомца — тринадцатилетнего внука адмирала Пущина — Ивана.
Тот тоже поступал в Царскосельский Лицей.
Иван Пущин жил на Мойке, где квартировали и
Александр с дядей. И скоро с дядей и без дяди мальчики уже ходили в
Летний сад, любовались кораблями на Неве. Никогда еще Александру не было
так вольготно и весело.
И вот в Петербурге поселились его родители. Он
старался представить себе их новое жилище. Верно, там, как и когда-то в
Москве, великое множество книг. Есть и «звучное фортепьяно», на котором
играет Ольга, и моська для забавы. Ольга любит собак. Он живо
представлял себе, как в вечерние часы сестра сидит у окна «задумчивой
Светланой над шумною Невой». Н. О. Пушкина. Миниатюра К. де Местра.10-е годы XIX века
И ему хотелось в Петербург. Он мечтал о том
времени, когда годы учения останутся позади и он вырвется на волю из
лицейского «монастыря».
И это время пришло. 9 июня 1817 года Александру
Пушкину выдали свидетельство об окончании Лицея, а через два дня наемный
извозчик подвозил его к дому Клокачева на Фонтанке.
Новоселье оказалось совсем иным, чем рисовалось в Мечтах.
Литератор Катенин, который летом 1817 года
познакомился с Пушкиным, рассказывал: «Желая быть учтивым и расплатиться
визитом, я спросил: где он живет? Но ни в первый день, ни после,
никогда не мог от него узнать, он упорно избегал посещений».
У Пушкина бывали лишь близкие друзья. Почему? Для этого существовали основательные причины.
Сергей Львович и Надежда Осиповна поселились в
Коломне из соображений экономии. Конечно, они предпочли бы жить
где-нибудь на Морской или на Фурштадтской, но тамошние апартаменты им
были не по карману. Квартиры же в Коломне стоили сравнительно дешево.
Здесь можно было не тесниться. Квартира в доме Клокачева состояла из
семи комнат. Три — окнами на улицу, набережную Фонтанки.
Пушкины жили в верхнем, втором этаже — «над
Корфами». По воле случая два недавних лицеиста — Александр Пушкин и
Модест Корф — оказались в Петербурге вновь под одной кровлею. Родители
Корфа снимали квартиру в том же доме.
Пушкин и Корф никогда не были близки. Благонравный
Моденька стремился сделать карьеру. И впоследствии сделал: стал крупным
чиновником, получил графский титул. Вспоминая свою юность, он не без
злорадства описывал жизнь семьи Пушкиных в доме Клокачева: «Дом их
представлял всегда какой-то хаос: в одной комнате богатые старинные
мебели, в другой пустые стены, даже без стульев; многочисленная, но
оборванная и пьяная дворня; ветхие рыдваны с тощими клячами, пышные
дамские наряды и вечный недостаток во всем, начиная от денег и до
последнего стакана».
Домашняя жизнь родителей Пушкина действительно
отличалась безалаберностью. Объяснялось это особенностями характера как
Сергея Львовича, так и Надежды Осиповны. С. Л. Пушкин. Портрет работы неизвестного художника. 20-е годы XIX века.
Не имея расположения ни к какого рода серьезной
деятельности, Сергей Львович предпочитал всему визиты, развлечения,
занимательную беседу. Был он начитан, образован. Любил театр,
литературу. Украшал поэтическими безделками дамские альбомы. Его стихией
были салоны, гостиные. Там он чувствовал себя как рыба в воде.
О его беспечности ходили легенды. Когда-то в
молодости, при Павле I, Сергей Львович служил в гвардии. У него была
привычка, сидя у камина, помешивать горящие угли. И он не нашел ничего
лучшего, как использовать для этого свою офицерскую трость. Отчего та и
обгорела. Заметив, что он пришел на учение с обгорелой тростью, командир
сказал ему: «Уж вам бы, господин поручик, лучше явиться с кочергой на
учение».
Некто Б., сменивший Сергея Львовича на посту
начальника комиссариатской комиссии в Варшаве, рассказывал, что, придя
принять дела, застал своего предшественника не за счетами и бумагами, а
за чтением французского романа. К своим обязанностям помещика, как и ко
всему, что доставляло беспокойство и хлопоты, Сергей Львович питал
непреодолимое отвращение. Управлять имениями поручил он приказчикам, и
те исправно обкрадывали и его, и крестьян.
Домом он не занимался, передоверив все жене.
Надежда Осиповна была плохая хозяйка. Да и где было ей, единственной балованной дочери, стать хорошей хозяйкой?
Она выросла при обстоятельствах не совсем
обыкновенных. Отец ее, Осип Абрамович Ганнибал, третий сын знаменитого
«арапа Петра Великого», Абрама Петровича Ганнибала, был человеком до
крайности легкомысленным. Едва успев жениться, он оставил жену свою
Марию Алексеевну и маленькую дочь. Надежда Осиповна росла при матери.
У безжалостно покинутой Марии Алексеевны только и
свету в окошке было что Наденька. Безмерно любя дочь, она растила ее
белоручкой-барышней. Французский язык, фортепьяно, манеры. Смуглая
красавица, наделенная природным умом, Надежда Осиповна быстро превзошла
все эти премудрости, но, оберегаемая матерью от житейских тягот, была
начисто лишена домовитости, расчетливости. Выйдя замуж, она не
изменилась. Она не меньше, чем муж, любила светские развлечения.
Обязанности хозяйки ей докучали. Неуравновешенная и вспыльчивая, она
вносила эти качества в управление домом. То с полным равнодушием взирала
на всяческие беспорядки, то строго взыскивала за всякий пустяк. Как и
все Ганнибалы, она была скора на расправу и тяжела на руку.
Слугам и детям (исключая любимца — Левушку) жилось в
доме несладко. Особенно потому, что, ко всему прочему, Сергей Львович
был скуп. Из-за разбитого стакана разыгрывалась трагедия. Сергей Львович
мог целый час бегать по комнате и, мешая французские слова с русскими,
кричать, что они бедны, что доходы от Болдина мизерные, что из
Михайловского (это был камень в огород тещи — Марии Алексеевны)
присылают черт знает что: гуси и куры тощи, масло горькое, яйца как
горох.
— В этом доме заговор, — объявлял Сергей Львович, —
меня хотят разорить. Ты видишь, мой друг, — он обращался к Александру
как к свежему человеку, — против меня заговор. Не удивляйся, если в один
прекрасный день твой отец пойдет по миру с сумой и посохом.
— Ну что вы, mon pere, — пытался возражать Александр, — стакан стоит десять копеек.
— Ошибаешься: пятнадцать.
Ольга жаловалась брату: каждый раз, когда ей надо
сшить новое платье, чтобы не краснеть перед людьми, не выглядеть
чучелом, она ломает голову, какую брошку продать: отец денег не дает.
Даже свечку в свою комнату она покупает из собственных сбережений.
Александр вскоре сам почувствовал, до чего доходит скупость отца. Когда
ему понадобились бальные башмаки (ему хотелось модные, с пряжками), отец
предложил свои, сохранившиеся еще с павловских времен.
А его комната со скудной обстановкой? Пушкин
называл ее в стихах «мой угол тесный и простой». Он мог бы прибавить еще
и «холодный». Как-то раз к нему зашел Кюхельбекер и не застал. Пушкин
узнал об этом, найдя на столе стихи, которые Кюхля сочинил, сидя в его
комнате. Стихи назывались «К Пушкину (из его нетопленой комнаты)».
К тебе зашел согреть я душу…
А тело между тем сидит,
Сидит и мерзнет на досуге:
Там ветер за дверьми свистит,
Там пляшет снег в холодной вьюге;
Здесь не тепло; но мысль о друге,
О страстном, пламенном певце,
Меня ужели не согреет?
Ужели жар не поалеет
На голубом моем лице?
Нет! над бумагой костенеет
Стихотворящая рука…
Итак, прощайте вы, пенаты
Сей братской, но не теплой хаты,
Сего святого уголка,
Где сыну огненного Феба,
Любимцу, избраннику неба,
Не нужно дров, ни камелька,
Но где поэт обыкновенный,
Своим плащом не покровенный,
И с бедной музой бы замерз.
Ну разве мог он приглашать к себе малознакомых людей? Его неуютная комната, их неустроенная квартира, вечные стычки с отцом… |