После смерти Малиновского началась та эпоха лицейской жизни, которую Пушкин в плане своей биографии назвал «Безначалие».
Строгий, дельный распорядок, установленный первым
директором, пошатнулся. «Тебе, пожалуй, представится странным, если я
скажу, что мы — мы в Лицее — ведем очень рассеянную жизнь, — писал
Кюхельбекер сестре, — быть может это кажется только в сравнении с нашей
предшествующей монашеской жизнью. Теперь нам разрешается гулять одним со
своими родителями, нас часто приглашают профессора или инспектор; — все
это еще не рассеяние. Но так как у нас нет директора, а один из наших
профессоров оставил нас по болезни, другие же часто прихварывают, и
теперь никаких предметов дальше не проходят, а ввиду предстоящего
публичного экзамена, повторяют — ты можешь убедиться, что в нашей
республике царствует некоторый беспорядок, которой еще умножается
разногласиями наших патрициев».
Беспорядок в «лицейской республике» (теперь уже не «монастырь», а «республика») был основательный.
Первое время после смерти Малиновского должность
директора исполнял профессор Кошанский. Ему помогали Куницын и Фролов —
новый надзиратель по учебной и нравственной части. Но едва принялись они
за дело, как выяснилось, что и втроем не способны заменить одного
Василия Федоровича. К тому же Кошанский вскоре тяжело заболел и уехал из
Царского Села в Петербург лечиться.
Тогда Разумовский предписал Конференции — совету
профессоров — управлять Лицеем. Тут и начались между «патрициями» те
разногласия, о которых говорил в своем письме Кюхельбекер.
Пушкин о частых переменах в управлении Лицеем
сочинил басню. Мужик, похоронивший отца, заставляет попа служить по нему
панихиду за панихидой. И душа отца, которая до этого пребывала в покое,
от излишнего усердия заботящихся о ней пошла по рукам всех чертей.
Одним из тех чертей, в руках которых за время «безначалия» побывал Лицей, был Гауэншильд — «сатана с лакрицей за зубами».
И его назначил Разумовский исполнять обязанности директора.
Вместе с ним и после него управлял Лицеем надзиратель по учебной и нравственной части Степан Степанович Фролов.
Ты был директором Лицея,
Хвала, хвала тебе, Фролов!
Теперь ты ниже стал пигмея,
Хвала, хвала тебе, Фролов!
Ф.-Л. Гауэншильд. Литография с рисунка О. Кипренского.
Таким припевом кончался каждый куплет «национальной» песни, сложенной в честь Фролова после того, как кончил он начальствовать.
Подполковник Фролов попал в Лицей по «мощному
слову» всесильного Аракчеева. До Лицея Фролов служил в Кадетском
корпусе, и ему хотелось на новом месте завести такие же порядки. Он
заставлял провинившихся становиться на колени, читать молитву приказывал
построившись в три ряда; наверх, в спальни, пускал лишь по особым
билетам. Он мечтал и Лицей превратить в казарму. Да не тут-то было.
Питомцы Малиновского откровенно смеялись над ним, над его невежеством,
над тем, что с учителем фехтования Вальвилем говорил он только на
ломаном французском языке, называл героя трактата Руссо «Эмиль» женским
именем — Эмилия, по всякому поводу приводил такие примеры из корана, или
алкорана, — священной книги мусульман, — каких там и в помине не было.
Лицеисты выведали о Фролове все — даже то, что мечтал он получить медаль
за участие в войне 1812 года, хотя сам не воевал, а сидел в своем
имении Лонка. Когда же французы приблизились, бежал.
В «национальной» песне ничего не было забыто:
Кадетских хвалишь грамотеев,
Твой друг и барин Аракчеев;
Французским забросал Вальвиля,
Эмилией зовешь Эмиля.
Медали в вечной ты надежде,
Ты математиком был прежде…
Хотел убить Наполеонку
И без штанов оставил Лонку.
Кадет секал на барабане,
Статьи умножил в алкоране.
Как ни старался Фролов прибрать воспитанников к
рукам, как ни орал на них басом, его никто не слушал и никто не уважал.
Один только Горчаков, для которого чины и ордена значили весьма много,
писал своему дядюшке: «Степан Степанович Фролов, подполковник, кавалер
орденов св. Анны 2-й степени и св. Владимира 4-й степени, почтенный
человек, очень ко мне благосклонный». Большинство же лицеистов думали о
Фролове иначе.
Частая смена начальства, неурядицы, беспорядок,
бесхозяйственность надоели и воспитанникам. «Дай бог, чтобы скоро дали
нам директора», — писал Кюхельбекер сестре. |